|
Замечательный греческий композитор Вангелис Папатанассиу был когда-то лидером Aphrodite’s Child, весьма интересной арт-роковой команды, образовавшейся в 1967 г. в Париже, когда трое студентов-греков отказались вернуться на родину, где к власти пришли «черные полковники». Кстати, вокалистом в ней был вконец опопсевший впоследствии Демис Руссос. Записав три альбома, группа распалась, и Вангелис, в отличие от бывшего коллеги, продолжил экспериментировать в жанре арт-рока, но уже с привлечением синтезаторов и в основном инструментального характера. Сейчас в дискографии Вангелиса более 50 альбомов, среди которых множество интересных саундтреков (за музыку к фильму «Колесницы огня» он получил «Оскара»). Данный альбом является саундтреком к фильму «Бегущий по лезвию бритвы», вышедшему еще в 1983 г. Это весьма философская кинокартина в жанре антиутопии, снятая Ридли Скоттом по мотивам рассказа Филиппа Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?». Дик интересным образом влияет на сценаристов – из его произведений, зачастую небольших, они умудряются сделать прямо-таки монументальные работы. «Вспомнить все» хотя бы – легший в основу фильма рассказ «Мы можем запомнить это для вас оптом» весьма мал. Или же «Вторая разновидность», превратившаяся в отличный фантастический боевик «Крикуны». Или недавнее «Особое мнение» с Томом Крузом? Но я, похоже, отвлекся. Итак, «Блейд-раннер», как, бывает, его у нас называют. Это специальность главного героя, которого играет Харрисон Форд. Он охотник на репликантов – весьма похожих на людей роботов, которые способны даже на различные эмоции, имеют лучшие, по сравнению с человеком, физические способности, но гораздо меньшую продолжительность жизни – всего четыре года. Они время от времени выходят из повиновения, и тогда Декарду приходится иметь с ними дело. Весьма говорящее имя – когда-то его почти тезка сказал: «Я мыслю, следовательно я существую», ему же надо размышлять на тему: «Они мыслят. Они чувствуют. Люди ли они?». Теперь о самом альбоме. Совершенно непонятно, почему эту работу официально не реализовывали в течение целых десяти лет. Выходили какие-то бутлеги, но сами понимаете, какое качество записи было на них. И вот свершилось! Спустя два года после выпуска режиссерской версии фильма. Хотя и не в той мере, в какой бы этого хотелось. Некоторые музыкальные фрагменты так и не вошли в альбом, однако здесь есть замечательное качество звука, несколько хорошо подобранных диалогов, идеально вписывающихся в общую картину, и несколько треков, которые не вошли в фильм, но были написаны либо для него, либо в результате вдохновения от него. Треки на альбоме расположены не в том порядке, в котором они идут в фильме, но при этом неразрывно связаны друг с другом, создавая органичную последовательность. Кстати, это один из тех редких саундтреков, которые можно вполне слушать, даже никогда не видев фильма. Что я в свое время и сделал. Однако фильм я потом все же посмотрел. 1) «Main Titles». Мы знакомимся с главным героем. Декард работает с какой-то компьютерной программой, которая делает все по его указаниям голосом – увеличивает изображение, делает копию и т.д. Затем звучит весьма тревожная музыка, однако эту тревогу немножко сглаживают звуки, напоминающие маленькие звоночки. На начальных титрах мы смотрим сверху на панораму города будущего с его огромными зданиями, гораздо большими, чем современные небоскребы. 2) «Blush Response». Декард узнает о том, что несколько репликантов сбежали, убив множество человек. Это новая модель, не поддающаяся старому тесту, по которому они выявлялись среди людей, и теперь нужно проверить новый тест на прототипе, который остался в корпорации Тайрелла, занимающейся производством этих роботов. С этого момента начинается данная композиция. В здании Декард знакомится с симпатичной девушкой Рэйчел. Она спрашивает, доводилось ли ему ликвидировать по ошибке человека, и получает отрицательный ответ. Тем временем появляется доктор Тайрелл и предлагает Декарду произвести необходимый тест на человеке, чтобы сначала получить отрицательный результат прежде положительного. В качестве испытуемой доктор предлагает Рэйчел. Диалог достаточно длинный, но все равно весьма хорош. Далее идет инструментал: к клавишным подключаются ударные, создавая весьма впечатляющую музыкальную картину, от которой становится весьма тревожно. 3) «Wait for Me». Делается плавный переход к следующей теме, хотя в фильме уже прошло несколько эпизодов. За это время Декард провел тест над Рэйчел, в результате чего узнал, что она и есть тот самый репликант-прототип. Причем сама Рэйчел об этом не знала, хотя и что-то подозревала: создавая ее, Тайрелл снабдил ее воспоминаниями своей племянницы. Мы также знакомимся с теми репликантами, которых Декард должен обезвредить. Главным среди них является Рой Бэтти (в исполнении Рутгера Хауэра). Декард убивает одного из них, а Рэйчел – другого, спасая жизнь Декарду. Затем они приходят к нему домой. С этого момента начинается размеренная лирическая композиция, в начале которой Рэйчел спрашивает Декарда, действительно ли он видел материалы, подтверждающие, что она репликант, и будет ли он охотиться на нее, если она сбежит. Затем тема продолжается, уже с грустным саксофоном, создающим иное настроение, нежели в предыдущей композиции. 4) «Rachel’s Song». Следующая композиция, одна из лучших на альбоме, впечатляет красивым женским вокалом Мэри Хопкин, поющей а капелла под звуки, напоминающие падение капель с крыши. Что делать, когда ты внезапно узнаешь, что все, чем ты жил, на самом деле никогда не существовало, а ты сам даже не человек? 5) «Love Theme». Инструментал с отличным саксофоном, навевающим романтическое настроение. Ближе к концу музыка становится тревожнее, однако вновь возвращается саксофон. Декард и Рэйчел становятся любовниками, и наш суровый охотник постепенно осознает, что он влюблен в нее. Что же теперь делать? Где разница между человеком и роботом? Имеет ли право первый презирать и тем более уничтожать второго? 6) «One More Kiss, Dear». Единственная композиция на альбоме, которая совершенно не в тему. В саундтрек включена, видимо, только потому, что звучит в фильме, когда Декард сидит в баре. Это медленная песня в духе 50-х годов (слегка пародийная, по-моему) о вынужденном расставании, но также и о вере в будущую встречу. В середине звучит соло на трубе. 7) «Blade Runner Blues». Почти 9-минутный блюз, в котором звучание синтезатора напоминает саксофон. Кажется, тема все же несколько затянута – тем более что в фильме нас звучит лишь урывками. 8) «Memories of Green». Лирический инструментал, напоминающий Pink Floyd, с запоминающимся фортепьяно, отрывисто играющим мелодию, постоянно заглушаемую другими звуками. Посвящен, вероятно, воспоминаниям о детстве, которого, получается, у Рэйчел-то и не было. 9) «Tales of the Future». Вновь тревожный инструментал со специфическим вокалом без слов. Поет, как ни странно, Демис Руссос (я его, честно говоря, принял за женщину в летах), но вот непонятно на каком языке. О каких же историях будущего он хочет нам поведать? В фильме эта тема звучит, когда нам показывают улицы нашего мрачного будущего. 10) «Damask Rose». Инструментал с восточными мотивами, напряженный и внушающий некоторую тревогу. 11) «Blade Runner (End Titles)». Весьма быстрый инструментал, показывающий стремительность, с которой Декард и Рэйчел пытаются убежать от мира, в котором нет места для них обоих. Это если говорить об одном варианте окончания в фильме. В выпущенном незадолго до этого релиза режиссерском варианте окончание не такое по-голливудски хэппи-эндное и зароняет в зрителя мысль, что, возможно, Декард и сам репликант. 12) «Tears in Rain». Интересная задумка – поставить музыку конечных титров чуть раньше, а последним треком включить момент смерти Роя. Убив еще нескольких человек, в том числе своего создателя Тайрелла и молодого парня Себастьяна, помогшего ему, Рой устраивает с Декардом игру в кошки-мышки, поддаваясь ему, поскольку видит несовершенство человека. В погоне по крыше Декард делает прыжок и с трудом хватается за карниз. Он вот-вот должен упасть, но Рой успевает схватить его в последний момент и вытянуть на крышу. Он скоро умрет и, скрючившись под дождем, говорит Декарду: «Я видел то, во что вы, люди, и не поверили бы. Горящие корабли-штурмовики возле плеча Ориона. Я видел, как С-лучи сияли в темноте возле Врат Тангейзера. Все эти мгновения будут потеряны во времени, как слезы под дождем». Звучит грустная, но величественная музыка, в которой слышатся капли дождя и звуки грома. Декард спрашивает себя, почему Рой его спас, и, видимо, находит правильный ответ: в последние мгновения своей жизни тот научился ценить и жизнь вокруг, и поэтому не хотел покидать этот мир, убив еще кого-то. Очень хороший альбом, который рекомендуется слушать вечером, смотря, как постепенно исчезает солнце и ползут тени. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет