![](/img/music-revpage-borderl.png) |
![](/img/blank.gif) |
![](/img/music-revpagel-top1.jpg) |
Destruction
« The Least Successful Human Cannonball »
![](/img/blank.gif) | ![](/img/music-revpagel-top2.jpg) |
![](/img/blank.gif) |
| ![](/img/blank.gif) |
![](/img/blank.gif) ![N](/img/icon-music-n.gif) |
![Название](/img/icon-music-name.gif) |
![](/img/blank.gif) | |
![](/img/blank.gif) | |
![](/img/blank.gif) | |
1 | Formless, Faceless, Nameless 04:27
|
![](/img/blank.gif) | 2 | Tick on a Tree 05:00
|
![](/img/blank.gif) | 3 | 263 Dead Popes 03:09
|
![](/img/blank.gif) | 4 | Cellar Soul 05:47
|
![](/img/blank.gif) | 5 | God Gifted 04:30
|
![](/img/blank.gif) | 6 | Autoaggression 03:47
|
![](/img/blank.gif) | 7 | Hofffmannn's Helll 04:44
|
![](/img/blank.gif) | 8 | Brother of Cain 04:55
|
![](/img/blank.gif) | 9 | A Fake Transition 01:33
|
![](/img/blank.gif) | 10 | Continental Drift I 02:53
|
![](/img/blank.gif) | 11 | Continental Drift II 03:41
|
![](/img/blank.gif) | | Total playing time: 44:26 |
![](/img/blank.gif) |
![](/img/icon-music-v.gif) ![Состав группы](/img/icon-music-band.gif) ![->](/img/icon-arr-1r.gif) Thomas Rosenmerkel - vocals
Mike Sifringer - guitar
Michael Piranio - guitar
Christian Engler - bass
Oliver Kaiser - drums |
![](/img/blank.gif) |
|
![](/img/music-revpagel-bot1.png) |
![](/img/blank.gif) |
![](/img/music-revpagel-bot1.png) |
|
|
![](/img/blank.gif) |
| ![](/img/blank.gif) |
|
![](/img/blank.gif) |
![](/img/music-revpager-logo1.gif) ![](/img/music-revpager-logo2.gif) ![](/img/music-revpager-logo3.gif) ![](/img/music-revpager-logo4.gif)
![](/img/music-revpager-top0l.png) |
![](/img/blank.gif) Затрудняюсь сказать, что такого особенного произошло в ФРГ в 1998 году, что могло так сильно повлиять на тру-металлургов Destruction... Ибо они на этом альбоме просто неузнаваемы. Шок... Конечно, Зифрингер набрал практически новый коллектив, что сказалось и на звучании, и на подходе к сочинению материала — это ясно. Но зачем такие прогрессивно-шумные эксперименты с ритмом и риффингом именно Destruction?! Чёрт знает (а они ранее водили с ним знакомство)... Недоумение не должно расцениваться как негативная критика: оригинальному, заставляющему вслушаться внимательней в структуру песен трэшу я только рад. Спидовые развлечения развлечениями, без них никак, но если тру-металлурги могут удивить, то это только здорово, честь им и хвала. Материал в целом довольно бодр, частые смены ритма, периодический слэп на басу, лирические моменты, чуть ли не вылеты в фанк, но самое главное — непривычный в контексте Destruction вокал Розенмеркеля (лично для меня, ведь с ним были записаны три работы) и безбашенный прогрессивный и groove-риффинг. Улыбнула предпоследняя вещь: с мрачнейшим горловым пением и атомсферой, сравнимой с “Dimension Hartross” (1988) от VoiVod. Так что можете смело вписывать «Самого неудачного человека-пушечное ядро» (в коммерческом плане он, и правда, был неудачныым) в свои потайные списки корявого прогрессивного трэша! |
![](/img/music-revpager-top0r.png) |
![](/img/music-revpager-botll.png) |
| ![](/img/music-revpager-botrr.png) |
| | | ![](/img/music-revpager-top0l.png) |
Прежде всего, этот альбом настолько не похож на остальные альбомы DESTRUCTION, что мне казалось, будто я ошибся диском... Мрачные, тяжелые, несколько однообразные песни создают невыразимо жуткую атмосферу. Cтиль этого творения я не смог определить, здесь хватает всего, чувствуется влияние Grunge, Industrial и, отчасти, Alternative. Несмотря на это, альбом слушается одним махом, желания выключить у меня не возникло. Слушать всем (для ознакомления с творчеством DESTRUCTION с 1994 по 1998 гг.). Фанатам DESTRUCTION co SHMIER'oм альбом может не понравиться. |
![](/img/music-revpager-top0r.png) |
![](/img/music-revpager-botll.png) |
| ![](/img/music-revpager-botrr.png) |
| | | |
| |
![~](/img/icon-zig.gif)
|
| ![](/img/music-revpage-borderr.png) |
просмотров: 22744 |
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
8 из 10