Шведская дум-легенда Candlemass за последнее время ухитрилась полностью запутать фэнов и критиков, сначала возродившись в классическом составе и собрав целый урожай восторгов по поводу отличных концертов, затем распавшись в третий раз за свою историю, а потом снова собравшись спустя всего полгода после предыдущего развала. Но в этот раз, похоже, музыканты настроены более серьезно – у них уже готов новый диск, первый с вокалистом Мессайей Марколиным за 16 лет, и имеется контракт с мощным лейблом Nuclear Blast. Подробности этой запутанной истории – в интервью, которое басист и лидер группы Лейф Эдлинг дал нам за две недели до выхода альбома, названного просто “Candlemass”…
Не так давно ты говорил, что когда вышел в свет первый альбом Candlemass "Epicus Doomicus Metallicus" (1986), ты испытал такое счастье, которое не приносил тебе ни один из дисков, записанных тобой впоследствии. А какие чувства вызывает у тебя новый альбом?
Очень хорошие. Я буквально сегодня получил свои авторские экземпляры - винилы, компакты, стикеры и все остальное, и я очень счастлив. Но первый альбом - это все равно что первый велосипед, который ты получил в подарок от родителей, или первый секс с твоей первой подружкой. Когда ты впервые держишь в руках свой первый альбом, эти чувства не описать словами. Но и новый диск меня тоже очень радует. (Смеется).
Вы записали альбом в студии Polar, очень известном, но и очень дорогом заведении. Почему вы решили записываться именно там, особенно учитывая тот факт, что у вас еще не было контракта?
Просто потому, что мы очень хотели. (Смеется). Мы не из тех людей, которые позволяют глупостям вроде денег становиться у нас на пути, так что если мы чего-то хотим, мы этого добиваемся. Записываться в Polar - это наша детская мечта, это прекрасная студия, к тому же, мы живем в Стокгольме совсем недалеко от нее, так что почему бы и нет? Мы были уверены, что наши расходы окупятся. На мой взгляд, это достаточно надежное вложение денег.
А правда ли, что сразу после того, как вы записались в Polar, эта студия закрылась?
Да, мы были последней группой в этой студии. Я одолжил у них студийный микрофон, и когда спустя пару дней я приехал вернуть его, рабочие уже вовсю выносили из здания оборудование и загружали его в огромный грузовик. Пускай мы не могли быть первой группой, записывавшейся в Polar, зато смогли стать последней. Это тоже круто.
Название и обложка нового альбома отличаются неслыханной для вас простотой. В чем причина?
Они показывают, что мы вернулись с очень хорошим альбомом, и нам не нужно придумывать для него название или украшать обложку шикарной картиной. Мы не хотим, чтобы люди думали, будто мы повторяем "Nightfall" (1987), наоборот, мы больше смотрим не в прошлое, а в будущее. Внешний облик альбома - это своего рода заявление: "Мы вернулись, и это чертовски клевый диск!".
А тебе не кажется, что некоторые могут принять альбом за очередной сборник старого материала Candlemass?
Очередной сборник? Не думаю. У нас буквально перед Рождеством вышел один сборник, а предыдущий был очень давно, так что я бы не сказал, что на рынке так уж много наших компиляций. К тому же, журналисты делают свою работу, и я уверен, что люди будут знать о том, что в продаже появился новый альбом Candlemass, что его обложка белого цвета, и что у него очень простое оформление. Так что я не волнуюсь, люди обязательно будут обсуждать новый альбом, и в андерграунде пойдут разговоры о том, что все обязательно должны приобрести этот диск, ведь он так хорош.
Альбом звучит ближе к классическому периоду Candlemass, чем к вашим работам 1990-х. Вы специально хотели вернуться к класстическому стилю, или же так вышло само собой?
Когда я сочинял материал, у меня не было никакого плана. Что получилось, то получилось. Но знаешь, когда Candlemass подключают свои инструменты, когда со мной играют Мессайя, Ян (Линд, барабаны), Ларс (Йоханссон, гитара) и Маппе (Бйоркман, гитара), мы автоматически звучим как классический Candlemass, магия возникает сама собой. На мой взгляд, на альбоме действительно есть элементы наших старых альбомов, но там есть и современные веяния, а также супер-современное продюсирование. Если ты - старый поклонник Candlemass, альбом должен тебе понравиться, но и молодые металлисты, которые ничего не знают от Candlemass, тоже могут оценить его по достоинству. Это классический металл, очень тяжелый, но классический.
Когда в 2004 году группа в очередной раз распалась, было объявлено, что причиной этого стали разногласия между музыкантами по поводу того, каким должен быть новый альбом. Чего же хотели остальные участники группы? И как вам удалось преодолеть эти разногласия?
Это лишь небольшая часть правды. Когда в 2002-2003 годах мы устроили реюнион-тур, мы ни разу не заикались о том, что будем записывать новый альбом. Когда же в прошлом году этот вопрос все-таки возник, я не хотел его записывать, потому что не был уверен, что мы сможем превзойти наши работы 1980-х, ведь "Nightfal" и "Tales Of Creation" (1989) - это классика. Я был очень доволен концертами, встречами с публикой, все это было просто замечательно, но я не был уверен, что нам стоит записывать новый альбом. Не были уверены и остальные ребята, и когда мы стали обсуждать этот вопрос, выяснилось, что наши мнения расходятся. Но мы не воспринимали это как какую-то серьезную проблему. Я тут же сконцентрировался на сочинении материала для другой своей группы Krux, и Candlemass распались. Но когда прошлым летом я сочинил пару новых песен, мне показалось, что они идеально подошли бы для Candlemass. Наш гитарист Маппе Бйоркманн послушал запись и сказал: "С таким материалом мы просто обязаны записать новый альбом Candlemass! Ведь это великолепные песни!". И он убедил меня снова собрать группу и сесть в студию.
Сколько песен с нового альбома вы планируете исполнять на концертах?
Я думаю, все из них. (Смеется). У каждого участника группы есть свои любимые песни, а когда мы разговариваем с журналистами и фэнами, у каждого из них тоже свои любимые песни. Так что мы, наверное, будем менять новые вещи от концерта к концерту, в то время как классика останется неизменной. Думаю, будет здорово, потому что мы уже немного устали от того, что исполняем исключительно старый материал, и мы с удовольствием будем чередовать его с новыми песнями на концертах.
А вы не думали о том, чтобы включить в сет несколько песен с альбомов 1990-х годов? Было бы очень интересно послушать их с вокалом Мессайи…
Нет, не думали. (Смеется). Мы хотим играть только классику Candlemass, публика хочет слышать именно его, и мы с ними в этом вопросе согласны. Материал 1990-х я играю на концертах с Krux, и мне кажется, это оптимальный вариант.
И как часто Krux дают концерты?
М-м-м, ну, может быть, раз в год. (Смеется).
Ясно, значит, для большинства фэнов увидеть эту группу нереально…
Ну, мы планируем записать новый альбом, так что, возможно, будет и тур. Я не могу ничего обещать, но я совершенно уверен, что новый альбом будет записан, а раз будет альбом, значит, должен состояться и тур.
Что вдохновляет тебя на сочинение текстов? Есть ли на новом альбоме песня, текст которой тебе особенно нравится?
М-м-м, мне нравятся они все, потому что я очень много над ними работал. Но тексты для меня не особенно важны, музыка гораздо важнее. Конечно, я пытаюсь сделать тексты интересными, я не хочу сочинять и выпускать дерьмовые тексты. Как минимум я хочу, чтобы тексты были неплохими. Но в то же время, я не трачу на них очень уж много времени, обычно на написание одного текста у меня уходит один вечер. Потом я его правлю и полирую, но костяк текста создается за один вечер. Возможно, какие-то тексты получаются более интересными, какие-то менее. "Copernicus" - это песня о телешоу из серии "Суперзвезда" или "Американский идол", которых я терпеть не могу. А "Witches" повествует о том, как я сижу пьяный в баре, и мне вокруг мерещатся ведьмы, которые пытаются получить контроль над миром. (Ну прямо-таки белая горячка - прим. авт.)
Ты не планируешь когда-нибудь записать еще один концептуальный альбом, наподобие того, что ты сделал на "Tales Of Creation"?
Не уверен. Я уже однажды сделал концептуальный альбом, и возможно, этого достаточно. Я не большой поклонник таких дисков, большинство из них уж слишком раздуты и претенциозны. Если мне в голову придет по-настоящему сильная концепция, тогда, возможно, я запишу концептуальный альбом, но в противном случае, мне это не особенно интересно. Не знаю, что произойдет в будущем, но сейчас я думаю именно так. (Смеется).
Песня "Mars And Volcanoes" фигурирует на альбоме в качестве бонус-трека. На каких изданиях "Candlemass" он появится? И почему вы не включили эту песню в обычное издание диска?
Иногда так получается, что ты записываешь лишний трек и не знаешь, что с ним делать. Сначала мы думали использовать его на каком-нибудь сингле или на японской версии альбома, но Nuclear Blast сказали, что не планируют выпускать какие-либо синглы, и что в Японии диск тоже не выйдет. Зато они предложили нам поместить этот трек на первое издание альбома, так что он будет на дигипаке, той самой версии, на обложке которого слово "Candlemass" и крест выбиты тиснением. Можно почувствовать пальцами, как они выступают на общем фоне, и благодаря такому тиснению обложка выглядит почти трехмерно. Именно поэтому мы остановились именно на таком дизайне альбома. Промо-версия не передает этого великолепия, но когда ты увидишь дигипак, ты поймешь, о чем я говорю.
Хотелось бы задать тебе еще несколько вопросов по поводу ваших распадов и возрождений. С момента выхода вашего предыдущего диска "From The 13th Sun" (1999) до переиздания первых четырех альбомов Candlemass, которое и стало отправной точкой возрождения оригинального состава, прошло немало времени. Что вы делали в тот период? Существовал ли еще предыдущий состав, когда вы решились на возрождение?
Нет, тот состав, который был у нас на "From The 13th Sun", распался сразу после того, как альбом увидел свет. Мы сыграли всего четыре-пять концертов, и группа прекратила существование. Это было где-то в 1999-2000 годах, и как раз тогда металлические журналы по всему миру стали публиковать списки лучших металлических альбомов тысячелетия. Во многих этих списках, причем достаточно высоко, где-то в десятке лучших, фигурировали наши "Epicus Doomicus Metallicus" или "Nightfall". И тогда мы подумали, что эти диски надо бы переиздать, потому что они не отличаются качеством звучания. В 2001 году эти переиздания увидели свет, и мы сразу же стали планировать концерты в классическом составе. Так что между распадом и возрождение прошло не так уж много времени, всего год. (Смеется).
Ты ожидал, что ваш реюнион вызовет такой интерес, или же это был сюрприз?
Во многом это было неожиданно. Сначала мы планировали всего одно шоу на фестивале Sweden Rock, и мы были вполне уверены, что соберем народ, ведь мы - классическая группа, и в старые времена мы были достаточно популярны. Я думал, что в Швеции нам уж точно уделят внимание, но как только о возрождении было объявлено официально, все как будто с цепи сорвались. Мой телефон звонил не переставая 24 часа в день, все хотели пригласить Candlemass с концертами к себе. В результате мы проехались по всей Европе и выступили перед огромным количеством людей, отыграли фантастические концерты и имели больший успех, чем в 1980-х. Было очень здорово снова видеть старых фэнов и приобрести столько много новых, мы этого не ожидали, и мы прекрасно провели время в ходе реюнион-тура.
Сейчас вы, похоже, вернулись всерьез и надолго, у вас контракт с очень сильным лейблом, и в продаже вот-вот появится ваш первый студийный альбом за шесть лет. Но как долго вы планируете работать в этом составе?
Мы планируем на год вперед. Осенью мы поедем в европейский тур, затем отыграем несколько концертов в Америке и в Швеции. А после Рождества, где-нибудь весной, начнем готовить новый альбом. Так что наши планы простираются на год вперед, мне кажется, это достаточно мудро.
Серия переизданий классического материала Candlemass состояла из четырех первых студийных альбомов, но почему в нее не вошел концертник "Live" (1990)? Планируете ли вы ремастировать и переиздать его в будущем?
Концертники всегда продаются хуже студийных альбомов, в этом главная причина. Но сейчас лейбл GMR ведет с нами переговоры об издании концертника и альбома "Chapter VI" (1992) в ремастированных вариантах. Я не уверен, но возможно, это вскоре произойдет.
В 1993 году, незадолго до вашего первого распада, вы записали EP с несколькими песнями на шведском языке. Что это был за релиз?
Он вышел ограниченным тиражом и только в Швеции. Автор этих песен был шведским актером и шоуменом, в 1950-х и 1960-х он был у нас очень популярен. На протяжении нескольких лет в нашем туровом автобусе всегда присутствовала кассета с 20 его песнями, и с какого-то момента мы стали их использовать в качестве интро перед нашим выходом на сцену. Это забавные композиции, но они по-настоящему хороши, очень поднимают настроение. И однажды мы решили: "Зачем нам ограничиваться интро? Мы ведь можем и сами записать несколько этих песен и выпустить их на EP."
А потом, если я не ошибаюсь, материал этого EP полностью вошел на фэн-клубовский сборник "Demons Gate", хотя я о нем мало что знаю…
Это не сборник, это немецкий бутлег. Есть и еще один, он называется "Live Reflections", это тоже бутлег.
Вот как? Круто! Значит, в России существуют пиратские копии этого немецкого бутлега!
(Смеется). Да, я слышал, что у вас в России существуют пиратские копии всего, что угодно. Пираты, наверное, и не разбираются, официальный они диск штампуют или бутлег. Я слышал, что в окрестностях Москвы есть целый склад или супермаркет, где продаются многие тысячи дисков, и все они пиратские. (Лейф, наверное, имеет в виду Митинский рынок, но насчет "многих тысяч дисков" он явно преувеличивает - прим. авт.) Хотя я не против, я бы и сам туда сходил и посмотрел, какие необычные издания дисков Candlemass там можно нарыть. Мне было бы очень интересно. (Смеется).
Когда Candlemass распались в первый раз, ты создал группу Abstrakt Algebra. Но почему вы так мало играли "живьем", и почему ваш альбом имел такой скромный успех?
Наш лейбл был очень маленьким и не особенно занимался промоушном диска. Видимо, в этом причина, потому что многим альбом понравился, и он мог бы разойтись гораздо большим тиражом. Но Abstrakt Algebra также очень быстро распались - гитарист Майк Уид начал играть с Кингом Даймондом, а вокалист Матс Левен ушел к Ингви Мальмстину. Люди просто разошлись в разные стороны.
Ты когда-нибудь чувствовал себя отягощенным наследием Candlemass? Ведь очень многие фэны хотят слушать только Candlemass с Мессайей и не обращают никакого внимания на остальные твои работы…
У меня нет с этим проблем. Альбомы Candlemass второй половины 1990-х были очень малобюджетными, у меня не было настоящей группы, я просто хотел как-нибудь издать этот материал. Именно Candlemass с Мессайей стал классикой, именно эти работы оставили в музыке след. Сейчас мы во многом пожинаем плоды того, что мы сделали в 1980-х, так что все в порядке, все вполне естественно.
Ходит слух, что в работе над каким-то из ваших альбомов вам помогал Тони Айомми из Black Sabbath. Когда-то в российской печати проходила такая информация, хотя я где-то читал и о том, что Тони вообще никогда не слышал Candlemass…
Нет, Тони нам никогда не помогал, это, наверное, просто слух. Самый близкий наш контакт с Sabbath состоялся в 1990 году, когда мы чуть было не получили место разогревающей команды в их турне в поддержку альбома "TYR". Однако, в итоге это место досталось Faith No More или еще кому-то. Было бы офигительно с ними выступать, но этого так и не произошло.
Я знаю, что ты давно дружишь с Ингви Мальмстином. Не ты ли берешь у него интервью на бонус-диске к альбому "Inspiration"?
Да, это именно я.
Как и когда ты познакомился с Ингви? Он никогда не предлагал тебе место басиста в своей группе?
Нет, никогда. (Смеется). Он знает, что от меня все равно никакого толку. (Хохочет). Мы знакомы с тех пор, когда нам было по 14-15 лет. Он постоянно тусовался в моем родном городе, и его первая девушка была моей близкой подругой. Когда они начали встречаться, мы стали тусоваться вместе, мы часто сидели у меня дома, слушали старые кассеты Rainbow и Uriah Heep. У нас с Ингви давняя дружба. С ним всегда очень весело, у него широкая натура, и с ним всегда можно отлично провести время. Но у него хватает и своих басистов, да и его материал мне просто не под силу, он уж слишком скоростной, а я ОЧЕНЬ медленный басист.
На вышеупомянутом издании "Inspiration" ты упомянут как "шведский радиоведущий". Ты не мог бы поподробнее рассказать о своей работе на радио?
Я проработал на радио почти 10 лет. У меня была своя радиопрограмма, которая несколько раз меняла названия, я ставил в ней много металла и делал интервью с различными рок-группами. Я также продюсировал пару других программ, так что в течение этих 10 лет я был очень занят. Было здорово, но однажды пришлось уйти из-за их кадровой политики. Все эти 10 лет я работал по контракту, который необходимо было продлять каждые 18 месяцев. Но в какой-то момент государство урезало им финансирование, и я подпал под сокращение штатов. Шведское радио - это огромная организация, местный аналог английского BBC, в ней тогда работало 1500 человек, и 500 из них пришлось уволить. А поскольку я был не в штате, а на контракте, мне указали на дверь одним из первых. Но я не очень расстроился, потому что платили там хреново, да и кадровая политика была просто отстойной.
Еще мне доводилось слышать, что в начале 1980-х ты играл в одной группе с барабанщиком Яном Хауглундом из Europe. Какую музыку вы тогда играли? И остались ли от той группы какие-то записи?
Мы записали парочку демок, они, кстати, весьма неплохи. Наша музыка представляла собой тяжелый рок, совсем не металл, но довольно тяжелый рок в духе 1970-х. Эти демки до сих пор можно найти у бутлеггеров или на Ebay. У нас была очень неплохая группа.
Теперь давай вернемся в день сегодняшний. Расскажи поподробнее о своих планах с Krux.
Для второго альбома Krux у меня пока готова всего пара песен. Я хотел записывать его в прошлом году, но наш лейбл Mascot уговорил меня подождать. Сейчас запись запланирована на осень, но только если появится "окно" в плотном графике Candlemass. Сейчас я ничего не могу гарантировать, потому что альбом "Candlemass" пользуется в Европе огромной популярностью, он стал альбомом месяца чуть ли не во всех специализированных изданиях. Так что осенью мы будем очень заняты, но я надеюсь все-таки сделать двухнедельный перерыв и записать альбом Krux, чтобы он вышел после Рождества.
А тем временем Candlemass должны скоро выступить в Москве, ваш концерт запланирован на 26 августа. Чего ты ждешь от концерта и от вашей первой поездки в Россию?
Я с нетерпением его жду, мне будет очень интересно впервые посетить Россию. Мы не так много знаем о России, мы не знаем, сколько у нас там фэнов…
Очень много, поверь мне.
Окей, ну если ты так говоришь… (Смеется). Пару недель назад я уже давал интервью одному журналисту из России, и он сказал мне, что наш концерт состоится в самый разгар сезона отпусков. По его словам, если бы не сезон отпусков, на концерте был бы аншлаг, пришло бы 2000 человек, а так нам стоит рассчитывать на тысячу или полторы. Вот в чем проблема…
Ты знаешь, 26 августа - это самый конец сезона отпусков, так что я не думаю, что вам стоит сильно переживать по этому поводу.
Ну хорошо. Так или иначе, я очень хочу побывать в России, я ведь никогда у вас не был. Насколько можно судить из Швеции, это очень красивая страна, а в настоящее время я с бОльшим удовольствием поехал бы в Россию, чем в США. (Смеется). Швеция ведь совсем недалеко от России, но почти никто из шведов нам не был из-за Холодной Войны, политических проблем и т.д. Сейчас многие шведы интересуются Россией, у нас в Стокгольме очень много русских, которые приплывают на пароме из Санкт-Петербурга, и в старом городе русскую речь можно услышать практически каждый день. Так что мне бы очень хотелось поехать к вам, посетить Красную площадь, закупиться сувенирами, может быть, мне удастся найти какие-нибудь сувениры эпохи Холодной Войны. Два года назад мы уже имели неплохие шансы выступить в России, мы должны были играть на металлическом фестивале на стадионе Лужники вместе с несколькими другими группами, но там случились какие-то беспорядки, и на проведение подобных мероприятий на этом стадионе был наложен годичный запрет. (Я, конечно, знал, что некоторые наши промоутеры - мастера вешать лапшу на уши музыкантам, но эта история переходит уже все границы! На самом деле, выступление Candlemass планировалось на печально известном фестивале Long Live Rock'n'Roll в 2002 году, а что случилось с этим фестивалем, вы и сами хорошо знаете - прим. авт.) Но сейчас будет даже лучше, потому что мы будем хэдлайнерами, хоть и в небольшом клубе. К тому же, раньше мы играли только старые песни, а теперь в сет-листе будут и новые композиции. Вроде бы новый альбом многим нравится, так что я не думаю, что кто-то будет против. Тем более что сейчас мы играем 90-минутную программу, и час из нее будет отведен под старый материал. Так что, мне кажется, все будут довольны.
Выражаем благодарность Надин Фибиг (Nuclear Blast Records) за организацию этого интервью.
Роман Патрашов
21 апреля 2005 г.
3 май 2005
1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.
Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом