Arts
ENG
Search / Поиск
LOGIN
  register

Концерты
Репортажи
Мой город:  Клубы Организаторы Города
^ Информация ^
+ <-

Skepticism, Frailty

->
+

Дата
2009
December
Sat
12

Город
Москва

Кыєс
X.O.

Поход на концерт признанных зарубежных грандов специфического жанра фьюнерал-дум-метал – событие отнюдь не рядовое даже для тех, кто ни одного шоу данной категории не пропускает. Все потому, что происходят таковые события в нашей среде обитания раз в год, много – два. Собственно, реже Москва принимает, пожалуй, только фьюнерал-джазовых артистов. Причины просты и очевидны: 1)лаконичный список и скудный набор коллективов, избравших сферой приложения своих творческих усилий искомый жанр и более-менее преуспевших в этом; 2) крайне низкая гастрольная активность групп, отсутствие туров как таковых, делающее каждый назначенный перфоманс едва ли не эксклюзивным и обязательным к посещению. Причем идти настоятельно рекомендуется не только узкой прослойке преданных ценителей, но и самым прожженным и премного искушенным concertgoer’ам: и тем, кто пребывает в блаженной уверенности, что все на свете повидал и его уже ничем не прошибешь, и тем, для кого все выступающие давно слились в монотонную и монохромную кучу, в которой невозможно выделить что-то необычное, особенное и запоминающееся. Иными словами, если вы уже отчаялись напороться на острые ощущения и кардинально новые впечатления – вам сюда.

На этот раз в сети, расставленные бойкими энтузиастами Sepulture Union, попалась особо крупная и жирная рыба: наши северо-западные соседи Skepticism. Финский квартет с семнадцатилетней историей высоко котируется не только среди поклонников конкретно фьюнерала, но и в широком дум-сообществе в целом. Также группа пользуется завидным почетом и уважением коллег по своему и смежным цехам (вспомним замечательный трибьют-альбом 2007 г.). Их перьям, струнам и клавишам принадлежит шедевральный релиз 1995 года рождения «Stormcrowfleet», который до сей поры признается непокоренной вершиной жанра, да и свежий диск «Alloy» недостатка в комплиментах не испытывает. Чем не повод нагрянуть, наконец, в дружественную российскую столицу, показать себя и свой товар лицом? Тем более что в рядах ценителей присутствует немало несознательных элементов, относящихся к идее о высоком концертном потенциале тяжелой фьюнеральной музыки не иначе как…со скептицизмом.
Дополнительным доводом «за» для собравшихся воочию лицезреть легенду похоронного металла стал приятнейший бонус в виде выступления латышей Frailty. Эти ребята ранее уже топтали московскую сцену и зарекомендовали себя как отличный живой коллектив, возможно даже достойный поста хэдлайнера на каком-нибудь не шибко звездном фестивале. Потому я намеренно буду избегать термина «разогрев» в дальнейшем рассказе. Считаю должным рассматривать Frailty и Skepticism как двух вполне равноценных участников концерта, несмотря на пропасть в статусе и количестве регалий. К огромному сожалению, накануне концерта я не удосужилась открыть афишу, дабы точно знать время начала шоу. Если учесть, что в расписании зрелищ на этот вечер в Иксо значились только два обозначенных пункта, начало было заявлено довольно рано – на 18.00 (как выяснилось впоследствии, из-за торопящихся на киевский поезд финских гостей). Потому примчавшись в клуб XO почти в 19.00 я обнаружила на танцполе углубленно внимающую публику, а на сцене – старательно рубивших прибалтов, чей сет перевалил уже за половину. Но и того, что я успела заценить, хватило, чтобы выставить лестную оценку и группе Frailty, и техническому персоналу XO, вновь намутившему неправдоподобно роскошный саунд, аналогичный альбомному. Единственная претензия – уровень громкости превысил все мыслимые пределы, народ даже был вынужден отойти от сцены на добрые два метра, спасаясь от немилосердного звукового шквала.

Frailty играли примерно час и за этот промежуток времени раскрыли все грани своего креативного материала – сколь тяжелого и мощного, столь и красивого, атмосферного. Высокий статный вокалист со снайперской сосредоточенностью на лице и мягким прибалтийским акцентом, ласкающим ухо в минуты его теплых русскоязычных приветствий и благодарностей, порадовал отличнейшим гроулом: низким, сочным, переливчатым. Вкрапления чистого вокала во время умиротворенных, эмбиэнтообразных кусков и симпатичные клавишные партии внесли необходимо разнообразие в мрачную жесть композиций, не давая заскучать слушателю. И все бы было совсем здорово, если бы не нелепый отжиг обслуживающего персонала из ресторанного подразделения клуба. Почему-то официанты сочли необходимым проносить блюда в гримерку прямо по сцене, никак им не шлось по лесенке сбоку. Вы только представьте: скорбные лица ушедших в музыку Frailty, возвышенный дум-метал с продирающим до клеточных ядер вокалом и в центре этого великолепия мальчики-девочки, ничтоже сумняшеся шествующие среди музыкантов с подносами, ломящимися от жизнерадостных лохматых тарталеток и дымящихся фарфоровых чашек…Всю любовно нагнетаемую участниками Frailty ауру в такие моменты как рукой снимало и зал неделикатно ржал.
Блестяще отыгравшие латыши были по достоинству вознаграждены овациями и даже явственными вызовами на бис, думаю, лишь вынужденное ограничение по продолжительности выступления не позволило им выйти и исполнить что-нибудь сверх плана. К этому часу то ли звук стал потише, то ли мы пообвыклись, но мертвая зона у сцены заполнилась людьми. А ждать оставалось всего ничего. Scepticism вышли на сцену так тихо и буднично, что можно было подумать, что это не ожидаемая всеми в зале группа, а какие-то очередные техники. Одобрительно зарычала мужская часть аудитории, женские же тонкие голоса, вскрики и визги были бы в создавшихся условиях совершенно неуместны, потому весь концерт я хранила молчание.
Концептуальные финны козырнули перед московской публикой простым, но грамотно продуманным и тщательно разработанным спектаклем. Взгляды приковывали, прежде всего, вокалист Матти с клавишником Иеро. Первый – грубоватый, предельно статичный мужчина, со стоящими торчком короткими волосами и совершенно стеклянными прозрачными глазами, смотревшими не на объекты, а сквозь, будь то потолок, пол, стены. Второй – декаденстского вида молодой человек с тонкими чертами лица, нервными аристократическими пальцами и ниспадающей на лоб мягкой волной золотистой челкой – ни дать, ни взять срочно ангажированный с конкурса им. Чайковского. Одеты были оба в оригинального кроя фраки, несколько потрепанные, служащие своим хозяевам уже не первый год, но зато с живыми белыми розами в петлицах и длинными накрахмаленными манжетами. Ожившая картинка из модного журнала Серебряного века чинно восседала за маленьким электроорганом, перед которым водрузили большое винтажное зеркало в золоченой раме с резными виньетками и рюшами в виде цветов. Перейдем к гитаристу Яни, милому пухлячку. Ему парадная форма, видимо, не положена, пришлось ограничиться строгими брюками и рубашкой. Зато по всему корпусу его инструмента пышно разрослись розоцветные. Остается бородач Лассе, ударник, которому на презентабельную одежду кредита также отпущено не было, и сидел он в простецкой футболке, зато в руках – большие оркестровые палочки с набалдашниками. Впрочем, классический костюм барабанщику был совершенно ни к чему, хотя бы по той причине, что вокалист заботливо заслонял его, неприглядно обряженного, своей мощной спиной.

Открыв свой сет композициями с новой пластинки «Alloy», финский ансамбль в мгновение ока до краев наполнили кишковидный зал клуба величественными звуками своих тяжелейших колыбельных-усыпальных, в сопровождении которых лучше всего отходить ко сну один-единственный раз: последний. Похоронная процессия двинулась в путь. Ультрамедленные, внушительно монументальные композиции только на первый непосвященный взгляд наводят инфернальную тоску. На самом деле они обладают мощным седативным эффектом, устраняют тревожность и напряжение физическое и ментальное и, как неоднократно божился мне один неблагополучный знакомый, способствуют (в комплексе) снятию болевого и абстинентного синдрома почти клинической тяжести. Доводить себя до подобного состояния и проверять сказано на горьком опыте, разумеется, ни в коем случае нельзя, а вот сходить на концерт Skepticism в целях кратковременного и абсолютно безопасного приближения к миру иному – стоит. Ледяная суровая органная классика, раскатистый утробный рык вокалиста, торжественный неспешный барабанный бой вкупе с угнетающе-грохочущим гитарным нойзом и вашей всецелой готовностью последовать за музыкой в неведомые трансцендентальные измерения – вот залог удачного экспериментального трипа. И сами участники коллектива вели себя полностью в соответствии с законами состряпанного ими сонно-медитативного антуража. Они выглядели очень усталыми и изможденными, играли и пели с изумительной небрежной легкостью и обреченной флегматичностью, будто бы не прикладывая ни малейших сил. На поддержание антуража была запрограммирована работа дымовых пушек и тусклое бело-желтое освещение, что сделало сцену бледной и туманной. Изредка прицельны лучи прожекторов выхватывали призрачные силуэты. Четверо отрешенных музыкантов, ни разу не сфокусировавшихся на аудитории, казалось, не замечали даже друг друга. Матти в пространных проигрышах отходил назад и застывал то в позе корабельной сосны, то Пизанской башни. Между песнями он механически присаживался хлебнуть водички, так же роботоподобно вставал и приступал к мастерскому отгроуливанию следующей партии. В удивительных глазах плескались тихие финские озера. И вообще должна заметить, что фронтмен скептиков идеально влился в образ, не болтал с залом, не позволил себе ни одного лишнего движения и резких жестов. Зрители были не в пример активнее, иной раз даже энергично головами встряхивали и вскидывали руки. Каждый раз, когда такое происходило рядом, я болезненно морщилась и вздрагивала, словно с меня сдергивали одеяло в злокозненных попытках разрушить овладевшую телом и помыслами уютную сонную одурь.

Сет-лист, который я не могу воспроизвести в точности (ибо все полтора часа добросовестно и вдумчиво следовала за траурным кортежем) включал в себя и новые вещи (слово «хиты» здесь неприменимо), и композиции с «того самого альбома», и другие номера из релизов разных лет, но, думаю, вы согласитесь, что это тот редкий случай, когда содержимое сета несущественно и на конечный результат не влияет. Так или иначе, из прозвучавших выделю «By Silent Wings», «The Arrival», «Pouring», «Farmakon Process», «March October», «The Falls», «Antimony», «Pendulum», «Aether» и «The Everdarkgreen» под венец основной программы. Повеяло окончанием: ноги налились свинцовой тяжестью, головки цветов, приколотых к воротничкам, пожухли.
На бис вокалист скептиков вышел с двумя белыми розами, немного подпортил фьюнеральный имидж сдержанной улыбкой и зычным голосом объявил «definitely last song». В зазвучавшей потусторонней пьесе слушатели опознали «Oars In The Dusk». В последний раз заклокотала могучая гортань, умелые пальцы коснулись клавиш, струн с опутавшими их стеблями райских цветов, палочки – барабанов. Белоснежные шипастые красавицы отправились в партер, Матти пожал руки первому ряду и повел своих коллег за кулисы. В 21.45 я вышла из клуба. Первый раз, наверное, так рано, организаторам – мое искреннее восхищение.
Ну и последнее. Что Skepticism был безупречен и все сделал правильно – спору нет. Но вот назвать условия, в которых проходило выступление, комфортными и подходящими для такой музыки я не могу. Не думайте, что я переоцениваю финскую команду и не отделяю мух от котлет. Да, несмотря на яркие академические ноты это, прежде всего, метал-группа. Но! Тесный прокуренный XO всем видом своим препятствовал полному погружению в заботливо воссоздаваемую участниками группы замогильную ирреальность. Баннеры информационных спонсоров на передней стене визуально коробили чуть меньше официантов, сновавших по сцене на Frailty. Но главное – хотелось сесть. Хотя бы. Как это заведено в ДОМе, даже на далеких от классики дарк-индустриальных и нойзовых перфомансах. Того требует сама музыка. Когда не положено прыгать, танцевать, активно двигаться и жестикулировать, нужно сидеть. Стоять столбом тяжело, особенно когда доносящееся со сцены элементарно выводит из равновесия, требует отключения участков мозга, ответственных за координацию движений и прочие бренные ненужности. Ничто не должно затруднять удобный и беспрепятственный выход в иное пространство, где ты сможешь безмятежно парить на границе мира суетного и вечного покоя. Такая вот информация к размышлению. Ну и все. А кто думает, что фьюнерал не для сцены, тот заблуждается. Просто попробуйте, дождитесь следующей возможности. Держите (С, с)кептицизм в наушниках, проигрывателях…а из головы нещадно гоните.


Выражаем благодарность Sepulture Union за предоставленные аккредитации.


Текст: Gerda Lore

КомментарииСкрыть/показать 2 )

Archaic Equilibrium


29 дек 2009, 01:19
Отличный отчёт! Спасибо... а концерт... наверное один из лучших в моей жизни! Так как от скептиков меня унесло только от Longing for Dawn на MDF. Остаётся надеятся что организаторы найдут в себе силы продолжать своё благое дело, а то я так понял что каждый концерт им даётся всё труднее и труднее ((( что очень прискорбно ибо только они привозят таких правильных людей в Россию.

mulkula


16 янв 2013, 20:45
замечательный отчет. хотелось бы вас лишь в одном поправить: "транцендентальный" означает, если быть краткой, "априорный", в вашем же случае более уместно употребить слово "трансцентентный", которое тождественно слову "запредельный"


Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).


опубликовано: 25 Dec 2009      просмотров:4657

/\\Вверх
Рейтинг@Mail.ru

1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.   Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом