“Цирк сгорел и клоуны разбежались…” (с) Хороший российский фильм
А вот вам альтернативный вариант развития дальнейших событий - вдоволь нагулявшись на свободе, клоуны сильно замёрзли и оголодали. Когда им окончательно опостылело мыкаться по глухим закоулкам и играть мизансцены пред благодарными дворовыми псами, бродячих артистов с радостью отогрел, накормил и приютил широко известный в узких кругах шведский филантроп К. Йонссон. Но, повинуясь скрытому в глубине души инстинкту Карабаса-Барабаса, он вовсе не отпустил их сытыми с миром, а, с усмешкой потерев воображаемую пушистую бороду, принудил к каторжной работе за еду в собственном шапито, которому как раз требовались свежие арлекины.
В действительности, если прекратить шутковать и задаться целью найти наиболее часто встречавшийся термин в дружеских обсуждениях предстоящего четвертого московского выступления Therion, то лидирующие позиции займут слова “цирк” или “балаган”. Против фактов, как говорится, не попрёшь, хотя такие уничижительные характеристики не совсем справедливы по отношению к сегодняшним шоу патриархов симфо металла. Несправедливы, в основном, по причине наличия в соседних концертных залах многочисленных коллег по металлическому цеху, которые выглядят и ведут себя значительно более эпатажно, чем наши, в общем-то, довольно скромные и тихие шведы. Так что развешивание цирковых характеристик будет вполне правомерно выглядеть разве что в сравнении с предыдущими инкарнациями самих Therion. Вне всякого сомнения, в 2007 году, с выходом крайне спорного альбома “Gothic Kabbalah”, маэстро Кристофер даже не столь радикально изменил, собственно, музыкальный вектор развития группы, насколько он смело перекроил весь имидж и визуальные представления фэнов о своём любимом коллективе. Где раньше в буклетах или тематических журналах витала приятная завеса тайны, блестели старинные магические руны, а глаз радовало практически полное отсутствие каких-либо фотосессий и слишком очевидных доказательств, что эти музыканты вообще реально существуют, теперь нарисовались вопиюще безвкусные групповые портреты непонятных, перемазанных тушью лохматых недо-бомжей, одетых в исключительно дырявые и готишные лохмотья с ближайшей помойки. Но это были еще цветочки! Настоящий шок поклонники испытали, когда лично или в записи оценили новую ипостась группу живьём на сцене. Одним из таких поклонников был ваш покорный слуга, которому посчастливилось (здесь в скобках должен стоять ну _очень_ большой знак вопроса) посетить памятный московский HammerSound Fest в мае 2007 года. Даже опуская прелестнейшую организацию того мероприятия, от которой больше всего плевался ядом и негодовал как раз таки мистер Йонссон, наверное, никакие автомобили на сцене не смогли бы удивить меня меньше, чем это сделали, собственно, сами участники Therion. Где раньше была безупречная строгость, серьезные волосатые мужчины, почти настоящий оперный мини-хор в вечерних костюмах, и внушительные в своей округлости формы у вызывающей страх и уважение дивы-сопрано, все желающие теперь могли лицезреть абсолютную распущенность, бегающих по сцене из угла в угол митолиздов с накрашенными глазами, и еле успевающий за ними квартет певцов разного пола, бесконечно соревнующихся друг с другом в дисциплине “кто лучше покривляется, тот и молодец!”. В общем, такой перфоманс навеял крайне неприятные мысли о том, что “пациента мы теряем”. А уж когда в течение ближайшего времени наш многоуважаемый магистр ордена Красного Дракона ещё и распустил ровным счётом весь старый творческий состав группы, до этого плодотворно функционировавший не один год, я уже был готов выставить диагноз заочно - реанимации не подлежит.
Однако, теперь, три с половиной года спустя, мне придётся признать свою неправоту - курилка вполне жив, хотя и вовсе не в том виде, в каком лично я желал бы его видеть. Свежий альбом “Sitra Ahra” каких-либо откровений миру не явил, зато обозначил сильный крен в сторону более традиционного и классического звучания Therion. Три новые вещи с него, услышанные публикой этим декабрьским вечером в живом исполнении, вполне органично вписались в общую канву выступления и совершенно не вызывали какого-либо дискомфорта. Зато этот самый дискомфорт (хотя правильней будет употребить специфический термин “butthurt”) у многих вызвал новый состав группы. Уж не знаю, то ли я был морально подготовлен к предстоящему зрелищу, то ли просто находился в благостном расположении духа - но на этот раз никакого шока от суеты на сцене и поведения самих суетящихся не испытал вовсе. Новички-инструменталисты, в лице знойного аргентинского гитариста Кристиана Видала и упитанного шведского барабанщика Йохана Колберга, были настолько незаметны, насколько это вообще было возможно. И если первый просто старательно воспроизводил все нужные гитарные партии, практически не вылезая из облюбованного им левого уголка сцены, то второй сумел поразить меня своей абсолютной аморфностью - честное слово, я очень давно не слышал настолько отвратительно пресно, сухо и механически стучащего драммера, от замены которого на какой-нибудь Drumkit From Hell концерт бы только выиграл! Надеюсь, этот “талант” в группе надолго не задержится. Как, похоже, уже не задерживается в ней новый басист, которого в этом турне заменял именитый немецко-польский продюсер и музыкант Вальдемар Сорихта, державшийся, как и подобает настоящим ветеранам, с уверенностью и достоинством - посмотреть на лидера Grip Inc., хотя бы даже в качестве приглашённого гостя у шведов, было очень приятно! Чего не скажешь о лидере, собственно, самих Therion. Коротко стриженый Кристофер в костюме, с дурацкими тёмными очками и цилиндром, степенно гулял по сцене со своим новым Гибсоном, как Уважаемый Крот со счётами перед Дюймовочкой. Порой бедняга выглядел настолько скучающим и несчастным на этом празднике жизни, что я с трудом подавлял желание насыпать ему в шляпу немного мелочи. Впрочем, лишним он и, правда, в какой-то мере был - всё-таки теперь у группы имеются аж четыре полноценных фронтмена!
И на этот раз мне показалось весьма органичным распределение между собой сценических ролей. За женские партии отвечали отлично дополняющие друг друга сопрано - строгая американка Лори Льюис (которая приоделась в мрачноватое чёрное платье с вуалью) и гораздо более раскованная шведка Катарина Лилья (которая красовалась перед публикой в готишном прикиде, всенепременно дополненным текущей тушью из глаз). Помимо очарования публики своими ангельскими голосами, Лори также часто садилась за синтезатор (в остальное время все клавишные партии пускались исключительно “минусом”), а Кэти регулярно разыгрывала небольшие мизансцены на тематику исполняемых песен совместно с мужской частью вокального ансамбля Therion. В нёй так же довольно органично были распределены “маски” - маску трагедии виртуально носил неожиданно оказавшийся великолепным рок-тенором Томас Викстрём, который ранее был замечен, в основном, только в малобюджетных шведских хард-н-хэви проектах. С голосом такой красоты и силы он явно достоин много большего! К тому же Томас показал всю мощь своих лёгких ещё и исполняя в некоторых песнях партии флейты, благодаря чему, к примеру, концовка великого эпика “The Siren Of The Woods” на этом концерте заиграла совершенно новыми красками. Ну а маску комедии, конечно же, стоило бы надеть Сноуи Шоу! Большинство критики группа сейчас получает именно из-за его невероятно раздутого, масштабно-шутовского имиджа, который действительно не знает абсолютно никакой меры в своей экстравагантности. Но лично я успел привыкнуть и очароваться невероятным обаянием этого двухметрового гиганта и уже даже слабо представляю себе шоу Therion без прекраснейшего Снежка! Ну кто еще будет остервенело носиться из угла в угол, строить рожи фэнам, энергично играть руками на воображаемых барабанах, носить запредельно кошмарную одежду, выть дурным голосом по поводу и без, а также сочетать в рамках одного концерта раздирающий уши высокий скрим и невероятно низкий, почти что утробный, гроулинг? Отлично понимаю тех людей, которые во весь голос кричат, что такой дикий китч здесь не к месту, и что мистер Шоу портит старые песни своей неуёмной вокальной акробатикой. Более того - всё так и есть на самом деле! Просто раз Кристофер уже второй тур (и альбом) подряд приглашает Снежка в нём участвовать - значит именно таким он и видит современный саунд Therion. “Жираф бальшооой!” и всё такое. Ну а если уж совсем честно - я, хотя умом и понимаю что Сноуи хорошо бы подыскать место в какой-то другой команде, где его буффонада будет идеально вписываться в общий стиль, так сказать, повествования, но вот сердцем я не могу сказать про него что-то плохое. Сноуи просто невероятно классный сам по себе - и точка!
Что же касается тех самых классических вещей - да, претензии к качеству их исполнения весьма обоснованы. Сокращение хора заметно сказалось на плотности и насыщенности вокальных партий, не говоря уже о совершенно неадекватной проекции концертного исполнения на студийные оригиналы, чем любят заниматься некоторые особо упёртые фэны. Но опять же - это новый Therion, нравится вам это или нет, и он действительно далеко не так плох, как я себе представлял до вечера пятого декабря! Сравнение с былыми временами и прошедшими шоу идёт, конечно же, далеко не в пользу современного состава, но между ними хотя бы есть очевидная разница, в отличие от многих “состарившихся душой и телом” команд, которые выглядят не по-другому, а просто хуже. У группы мистера Йонссона же просто поменялся подход к творчеству - от почти консерваторского снобизма и пафоса, они перешли к вполне доступной широким массам приземлённости и вычурности. Мне однозначно ближе первый подход, но и второй считаю вполне интересным и имеющим право на полноценную жизнь! А уж если забыть про визуальную сторону дела и упомянутые изменения в вокальных аранжировках (а также про кошмарного барабанщика) - с точки зрения предложенной нам программы, то есть сэт-листа, я остался доволен шведами абсолютно на все сто процентов! Очень приятно, что Therion всегда старались и стараются до сих пор менять свой сэт, смело выкидывая какие-то застоявшиеся номера, и регулярно играя различные fan favorites. Была исполнена и абсолютная классика (“To Mega Therion”, “The Rise Of Sodom And Gomorrah”), и уже-почти-что классика (“The Blood Of Kingu”, “Lemuria”, “The Perennial Sophia”), и отличные вещи с нового диска, ну и самое главное и приятное - подзабытые или даже никогда ранее не исполнявшиеся живьём композиции! Между прочим, включавшие такие любимые мною шедевры, как ктулху-призывающий гимн “Call Of Dagon”, красивейший эпик “Clavicula Nox”, мелодично-эльфийская песнь “Ljusalfheim”, гипнотически красивый трек “The Wand Of Abaris”, симфо павер молотилово “Voyage Of Gurdjieff (The Fourth Way)”, ну и, конечно же, абсолютный пик эмоций от концерта - невероятная и неописуемая никакими словами “The Siren Of The Woods”. В самом финале шоу, под оголтелое скандирование толпы “Распутин! Распутин!”, Кристофер даже начал было играть что-то похожее на рифф к “The Khlysti Evangelist”, но быстро остановился и отшутился что де “эту вещь они уже успели позабыть”. Впрочем, и без народной песни про Гришку-монаха концерт продолжался внушительные два часа, за которые лично я потерял всякие силы на продолжение действа, и был практически полностью удовлетворён всем увиденным и услышанным.
Эти чувства, впрочем, явно разделяли не все зрители. Я тут недавно жаловался на вялую публику с концерта Blind Guardian, так вот, нынешний Therion, в таком случае, посетили сплошь живые трупы. Много лет уже не видел _такого_ безразличия ближайших соседей по толпе к музыке звучащей со сцены - вокруг уныло качались на ветру столбы, которые либо от начала до конца снимали шоу своими сраными мобильниками-смартфонами (честное слово, как же хочется, чтобы эти проклятые агрегаты изымали на входе в любой клуб в абсолютно принудительном порядке!), либо копались в них же с таким видом, будто им невероятно скучно, и уже очень “хочется поужинать и хочется домой”. Большое спасибо очень отдельным и редким личностям, которые хоть как-то отрывались и поддерживали группу, а то всё было бы совсем уж уныло и грустно. И, кстати, на нынешний концерт шведов пришло-то до смешного мало народу - может тысячи полторы, в самом увеличенном приближении. Видимо все остальные фэны, ранее стабильно набивавшие до отказа стены “Горбушки”, убоялись готишности, нетруёвости, и страшного Сноуи Шоу, который непременно бы зохавал их исключительно элитарно мыслящий моск. Или они убоялись уже ставшего легендарным в своей анти-комфортности клуба “Arena Moscow”, который успел пережить чуть ли не локальный бунт с битьём стёкол на недавнем концерте Алисы, и администрация которого по-прежнему никак не хочет учиться на собственных ошибках. В этот раз, впрочем, фирменной для этой площадки духоты просто не могло быть по определению - зал был пуст на две трети. Да и звук, хоть и был до ужаса тихим, но всё-таки чертовски порадовал - давненько уже не помню московского клубного концерта, где я отчётливо различал в миксе абсолютно каждый инструмент, и где ничего не хрюкало, не хрипело, и не било по ушам высокими частотами. Могут же ведь, сволочи, если захотят! Что, кстати, относится и к самим музыкантам Therion - в этот они доказали лично мне, что и новый состав вполне способен на серьезные творческие подвиги. Старого уже не вернуть, а конкретно в данном случае - современная фаза развития группы вполне достойна внимания! Осталось только дождаться, когда увиденный мною потенциал реализуется в отличном студийном альбоме или, хотя бы, в отличном концертнике, потому что показанная в Москве программа однозначно достойна быть качественно записанной и снятой. Ну а пока - бродячий цирк не сгорел, но покинул город. Ждём возвращения, господа.
Сет-лист:
- Sitra Ahra
- Wine Of Aluqah
- Typhon
- The Perennial Sophia
- Hellequin
- Nifelheim
- The Siren Of The Woods
- Voyage Of Gurdjieff (The Fourth Way)
- Ljusalfheim
- Dies Irae
- Ginnungagap
- Kail Yuga, Part 3 - Autumn Of The Aeons
- Call Of Dagon
- Clavicula Nox
- Enter Vril-Ya
- The Blood Of Kingu
- Lemuria
- The Wand Of Abaris
- Abraxas
Encore:
- The Rise Of Sodom And Gomorrah
- To Mega Therion
Выражаем благодарность концертному агентству Мельница за предоставленные аккредитации.
NeoVision
ps: публика каждый раз все унылей((( надо сходить чтоль на какой-нибудь модный *core, развеяться, например
Wolf-Tail
От концерта впечатления исключительно положительные, стоило ждать их три года после *вычеркнут ряд эпитетов* Хаммерсаунда-2007.
Хорошо бы, если бы в Арене концерты начинались пораньше, а то в родное Замкадье потом добираться - тот еще эпик. Но мечтать, как говорится, не вредно :)
Superbeaver
Что интересно, те популярые слова "цирк" и "балаган" звучали-то от таки-пришедших людей))
Драмер действительно после всемогущего предыдущего просто невидим как таковой. Но должен ли он нам что-либо, кроме как отстучать песню? Большинство выворачивает наизнанку от нового "шоу", при этом от барабанера как раз это шоу требуется. Эх, зато как хорош был рабочий барабан! Минивзрыв прямо. Да и поднадоела склонность предыдущего к заигрыванию с тарелочками сверх меры. Талант-то высший класс, только многие песни теряют мощь с набором скорости и вставок-фишек.
На будущее - надо эл.шокеры носить на концерты, чтобы впереди стоящих "будить", реально кто в телефоне, кто спит.. ))
сергей нечаев
MAX DE SADE
Особенно порадовал выплеск эмоций про мобильники - сам бы запретил, ей богу.
Demonized
Ссылку на него я получил под темой "Тяжкий бред", с чем трудно спорить.
Дался этот отчет с большим трудом, да и то с третьего подхода.
Удивительные вещи удаются автору! Смешиваем глубоко субъективное мнение с попыткой подчеркнуть якобы очевидные факты и поливаем все соусом крайне неудачной иронии. Далее помещаем это в многокилометровые предложения, окутанные запятыми, и получаем совершенно непонятный «отчет». Трудно представить, как еще более искусно можно запутать людей, которые не побывали там.
Концерт прекрасен, Снежный неповторим, Кристофер, слава Богу, не стоит на месте и не повторяется, как некоторые коллеги по цеху. Времени не зажимали, сыграли и спели честно. Декорации, видимо, не стали брать – сказывается прошлый опыт посещения нашей «страны третьего мира» (не стану спорить). Кто не был, потерял много. Therion – абсолютно концертная группа, на таких надо смотреть. А клоуны сами находятся!
Stay heavy!
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).