Первыми услышать новые (например, ‘The Assassination of Julius Caesar’ Ulver) и полюбившиеся старые (‘Turn Loose the Swans’ My Dying Bride) песни, потрепаться с музыкантами на бэкстейдже или за стаканчиком чего покрепче в баре, сходить на выставку атмосфернейших постеров и прикупить себе работу Джона Бэйзли
(John Baizley), Джейкоба Бэннона
(Jacob Bannon), Бекки Клунан
(Becky Cloonan) или Ричи Беккета
(Richey Beckett), похэдбенгить под рёв гитар в здании бывшей церкви, стоя плечом к плечу, скажем, со Скоттом Келли из Neurosis — воистину, если и есть на том и этом свете фестиваль, где поклонники тяжелой музыки могут чувствовать себя как дома, то это ежегодно проходящий в голландском Тилбурге во второй половине апреля
Roadburn.
Кстати, за программу феста в этом году отвечал уже упомянутый Джон Дайер Бэйзли — не только талантливейший художник, но и голос и гитара легендарных саваннских сладж-рокеров
Baroness. Как куратор Бэйзли достоин исключительно похвалы: лайнап Roadburn 2017 выглядел одновременно монолитно и эклектично. Отдельно хочется поблагодарить и команду фестиваля во главе с неутомимым арт-директором Уолтером
(Walter Hoeijmakers aka Walter Roadburn), потому что стараниями именно этих людей четыре безупречных с точки зрения организации дня пролетели как один. Собственно, на этом предлагаю покончить с расшаркиваниями и перейти к обсуждению лучших, по скромному мнению автора этих строк, выступлений Roadburn 2017. Для удобства выбрала по семь гигов каждого дня и снабдила их краткими аннотациями. Ранжирование по местам, разумеется, условно и до безобразия субъективно.
День первый
1. Вернувшиеся из небытия подпольные герои индустриального хип-хопа
dälek буквально вынесли публику своими необзуданностью и грувом, не оставив и камня на камне от аргументов скептиков, полагающих, что биту и речитативу не место на фестивале тяжелой музыки. В конце мая dälek приежают в Россию, пропускать не рекомендую.
2.
Wolves In the Throne Room отыграли образцовый блэк-метал концерт, ставший настоящим украшением фестиваля. Каскадский анархо-блэк в прочтении «волков» за последние годы оброс мясом и, хотя группа не выпускала записей с 2014 года, парни находятся в превосходной форме, так что недалек тот день, когда они порадуют нас новым материалом.
3. Забившие на получение виз и таким образом бортанувшие российских поклонников, на Roadburn’е
Bongzilla целиком исполнили альбом Gateway и привели местных зрителей в восторг. В Голландии-то, еще бы!
4. На резидентствоваших на фестивале
Gnod хочется остановиться поподробнее. Собственно, концепция
artist in residence предполагает, что группа играет на фесте каждый день. Gnod провели четыре абсолютно разных, но неизменно фантастических шоу. Кажется, для этой коммуны из британского Солфорда нет разницы, извлекать безумие из вертушек, гитар или чего бы то ни было кроме.
5.
Those Poor Bastards порадовали роскошной проповедью в стенах бывшей церкви. Под отражавшиеся в оконных витражах последние лучи заходящего солнца Одинокий Уайатт и Министр рассказывали о беглецах и бродягах, потерянных и обреченных душах, слоняющихся по пыльным дорогам Дикого Запада. Аллилуйя!
6. Молодые звезды новой и многообещающей волны британского готик-рока
Esben and the Witch очаровали всех. На заре карьеры Esben and the Witch часто сравнивали со Siouxsie and the Banshees (и было за что), но в прошлом году группа перешла под крылышко Season of Mist и, под стать многим резидентам этого лейбла, помрачнела и местами потяжелела. Похоже, это пошло трио на пользу — ребята наконец нащупали свой звук.
7. Нужно ли говорить, что
Deafheaven зарядили беспрецедентное по эмоциональному накалу шоу? Во многом это получилось благодаря поведению харизматичного фронтмена калифорнийских приблэкованных шугейзеров Джорджа Кларка
(George Clarke), который на время концерта превращается в бомбу немедленного действия. Интересно даже, сколько километров он наматывает по сцене за один стандартный фестивальный сет Deafheaven.
День второй
1.
Whores. — Игги Поп на амфетаминах. Единственное выступление Roadburn 2017, под которое зрители устроили мощнейший слэм. Если вы не слышали единственный на данный момент альбом этих панков из Атланты под названием ‘Gold.’, немедленно послушайте — полчаса с копейками концентрированной ярости.
2. Регулярно приезжающая в Тилбург
Челси Вулф (Chelsea Wolfe) в этом году была чуть ли не хедлайнером главной сцены (после нее закрывать программу второго дня вышли Baroness). Гипнотические риффы, ведьмаческое кружево мелодий и томный голос — не поддаться магии Вулф невозможно.
3. Победитель в номинации «самая насыщенная с эмоциональной точки зрения при максимальной внешней отстраненности исполнителя подача Roadburn 2017» — бельгийская команда
Oathbreaker, входящая в формацию Church Of Ra. В нынешнем туре значительно почерневшие в творчестве фламандцы играют песни с последнего альбома ‘Rheia’ и в конце мая они также посетят Россию, причем в Москве сыграют в тот же день, что и dälek. Не завидую тем, кому придется выбирать, поскольку, повторюсь, обе группы — абсолютный
must see.
4. «Уже безумие крылом / Души накрыло половину...» или The Pain It Is Shapeless We Are Your Shapeless Pain. Еще одни участники Church Of Ra,
Amenra, сменили коллег и выдали на главной сцене беспощадный сет, к которому в какой-то момент присоединились Джон Бэйзли и Скотт Келли.
5.
True Widow так же хороши вживую, как и года три-четыре назад, когда они едва ли не единственный раз посещали Россию: Николь Эстилл
(Nicole Estill) по-прежнему мастерски заговаривает бас, Дэн Филлипс
(Dan Phillips) выдает риффы один краше другого, а Тимоти Старкс
(Timothy Starks) качает, прошивая аудиторию мерными ударами по бочке. So true!
6. Как же здорово, что Морис де Йонг
(Maurice de Jong) вывел свой проект
Gnaw Their Tongues из сумрака студии. Хотя, возможно, уверенности и нерва его гигу придал тот факт, что GTT жужжали и гремели в родных Нидерландах — как известно, на собственном поле играть куда легче. И всё же нужно отдать де Йонгу должное: за ним остается одно из разрушительнейших выступлений фестиваля.
7. Баритон-сакс, бас, ударные — как авант-джазовое трио
Zu очутилось в Тилбурге? Неважно. Важно, что итальянцы раскачали металлистов всех мастей похлеще, чем многие жанровые артисты. Превосходно.
День третий
1. В прошлом году
Oranssi Pazuzu наряду с Oathbreaker вдохнули в блэк новую жизнь и теперь играют песни с последнего альбома ‘Värähtelijä’ на европейских фестивалях. Например, в августе заедут на вполне себе поп-форум Flow. Поверьте, появление Oranssi Pazuzu в лайнапе — серьезный повод задуматься о поездке в Хельсинки.
2.
Wolvennest — возможно, самый гипнотический гиг сейшена (хотя ладно, впереди еще Дэвид Тибет!). Wolvennest, безусловно, стали открытием Roadburn 2017, поэтому хочется увидеть это имя в лайнапе фестиваля следующего года, но на куда более крупной площадке.
3. Дуэль
The Bug vs Dylan Carlson of Earth на самом деле представляла собой презентацию недавно вышедшего альбома дуэта ‘Concrete Desert’. Неожиданное появление в Тилбурге британского лейбла Ninja Tune, пусть и в таком виде, не может не радовать.
4. Образцовый французский блэк без тени элитизма, зато с примесью краута и психоделии от
Aluk Todolo — что нужно для полного счастья? Если голос французского блэка сегодня звучит так (последний альбом формации называется ‘Voix’, что в переводе с французского означает «голос»), то голос этот чертовски хорош.
5. Еще одни представители американской школы блэка, но на этот раз из Колорадо,
Cobalt порадовали песнями с альбома 2016 года ‘Slow Forever’ и парочкой нетленок с предыдущих лонгплеев. Напористое, а потому не оставляющее никого равнодушным исполнение.
6. А вот
Mysticum вживую — это как если бы группа Rammstein перестала валять дурака (то есть строить из себя клоунов), а решила делать по-настоящему бескомпромиссное шоу жестокости. Удивительно, но даже учитывая некоторую однообразность материала и подачи, на Mysticum благодаря этому смотреть куда интереснее.
7. Наконец, нельзя не упомянуть беспечного ночного стрелка
Carpenter Brut (ладно-ладно, и его выступавшего накануне кореша Perturbator тоже): пиу-пиу-пиу! Вот он, правильный саундтрек к пластмассово-лазерному «Призраку в доспехах».
День четвертый
1. Кульминация последнего дня фестиваля — презентация нового альбома
Ulver ‘The Assassination of Julius Caesar’. Об этой синтипоп-пластинке в духе Depeche Mode и Duran Duran, вышедшей в начале апреля, не пошутил разве что ленивый, но оставим разбор альбома критикам и поговорим о концерте. Ulver в своем нынешнем составе и изводе — превосходная концертная группа, которая может на ваших глазах всего за несколько минут пройти путь от сладкоголосого поп-исполнителя до авангардного ансамбля жужжащих гитары и электроники с афро-перкуссией и обратно.
2. Лишившаяся в позапрошлом году своего пастора Дэвида Аллена, но не потерявшая при этом ни капли священного безумия арт-коммуна
Gong — еще одни герои четвертого дня Roadburn 2017. Беспрецедентное по энергетике и зашкаливающее по градусу умопомрачительности представление.
3. Фронтмен
Oxbow Юджин С. Робертсон
(Eugene S. Robinson) пишет статьи для журналов Vice и The Wire и бьет морды тем, кто плохо себя ведет на его концертах. В Тилбурге ничего такого не было, но шоу ветеранов нойз-рока с Западного побережья запомнилось и без того, а публика потом долго не успокаивалась и звала группу на бис, несмотря на строгий фестивальный тайминг.
4.
Temple of BBV — это новый проект упоминавшихся выше Gnod и краут-рокеров Radar Men from the Moon. Почти дюжина человек на сцене пытаются воссоздать опыт трепанации черепа через музыку. Приготовьтесь, будет головокружительно.
5. Эксперимент дум-формации из Арканзаса
Pallbearer по выплавлению чего-то на стыке собственно дума и прога прошел успешно: альбом ‘Heartless’, который американцы и презентовали на Roadburn’е вживую звучит куда интерсенее и монолитнее, чем в записи, а грамотные акценты в виде песен с предыдущих пластинок, раскинутые здесь и там по сетлисту, помогают удержать внимание поклонников со стажем.
6. Крутейший подгон от организаторов под занавес фестиваля — камбэк лютейших дум / сладж-металлистов Grief под вывеской
Come to Grief со свежими жирными риффами прямиком из Бостона. Мужики представили на Roadburn’е кассету ‘The Worst of Time’. Послушайте ее прямо сейчас.
7. Наконец, этот обзор был бы неполным, если бы мы не упомянули в нем дедушку Дэвида Тибета
(David Tibet) и его ансамбль апокалиптической песни и пляски
Hypnopazūzu. На самом деле Hypnopazūzu — это дуэт Тибета и Мартина Гловера
(Martin Glover) из Killing Joke, так что мрачной цыганщины и мистики тут даже вдвое больше, чем обычно.
Выражаем благодарность Roadburn Festival за предоставленные аккредитации.
tsvingli
- в начале первого дня был очень крутой сет Crippled Black Phoenix (три гитариста, два клавишника...). Кроме того, как вообще было разорваться между Wolves in the Throne Room, Esben and the Witch и Pinkish Black, игравшими одновременно? Про Dalek все правда.
- в начале второго дня швейцарские блэкеры Schammasch играли целиком мегаломанский двухчасовой альбом. Кажется, единственный двухчасовой сет феста. А потом на главной сцене была прог-группа из 70-х Magma с мини-оркестром, солирующим барабанщиком и песнями на выдуманном языке.
- в третий день в принципе можно было упороться одним думом. Почти подряд: Warning, Ahab, My Dying Bride.
- четвертый день закрывала группа Pillorian, новый проект Джона Хома из Agalloch, в принципе в том же духе, но лучше бы Agalloch не развалился.
v_potemkah
Из прочих, отмеченных вами, жалею, что не увидела Schammasch и Ahab — делала в эти моменты интервью ;)
Ghostb
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).