Когда приезжаешь на Вакен впервые – все в диковинку. Еще по прибытии первые ощущения щенячьего восторга от всего вокруг сменяется осмысленной оценкой продуманности инфраструктуры, масштабности организации. Затем опять щенячий восторг от первых часов непосредственно на фестивале, и опять – наслаждение от поедания местного фастфуда, способного удовлетворить любого гурмана, и огромного количества активностей: всегда есть, чем заняться, даже когда ни на одной из сцен нет интересных тебе групп. Если такое вообще возможно на Вакене. К четвертому подряд фестивалю все эти чувства сохраняются, просто ездишь туда уже, как в Парк Горького, где знаешь каждый закоулок. Но это этого не менее кайфово, ведь организаторы, несмотря на официальные заявления об убыточности фестиваля, стараются сделать его все лучше и лучше. Улучшают в целом по мелочам. Глобальное изменение по сравнению с предыдущими годами было одно: в тестовом режиме ввели безналичную оплату специальными картами. То есть, оплачивать можно было как налом, так и этими картами, которые оформили себе в основном немцы, потому что им было проще разобраться с этой схемой, которая, как мне показалось, довольно запутанна. По крайней мере, в 2016-м, когда безналичная оплата была как раз в Вип-зоне, все было намного проще. В любом случае, на 2018-й год решено оставить эту опцию, как один из вариантов оплаты: от оплаты наликом пока многие не готовы отказаться, как выяснилось. Единственное, с чем организаторы не могут совладать – так это с природой. Начало августа на севере Германии обычно дождливое. Но и тут попытались сделать хоть что-то. В 2017-м пространство перед главными сценами оборудовали дренажом (спойлер – он не сильно помог), а вип-зону вновь целиком обложили настилом, что, впрочем, не сильно спасло от грязи: люди, снующие туда-сюда от сцен к вип-зоне, приносили с собой комья знаменитой вакенской грязи. Но после мощнейшего урагана и потопа 2015 года тем, кто это пережил, ливни-2017 уже не казались такими страшными, а лужи – глубокими. Главное – музыка.
День 0 (Metal Battle, Crowbar etc)
Официально фестиваль длится три дня – с четверга по субботу. Однако довольно давно и нулевой день – среда, считается вполне себе полноценным концертным днем. Программа есть на всех сценах, кроме больших главных, а вечером в Circus ставят вполне достойных хэдлайнеров, которые собирают внушителшьную толпу. Circus, который, как мне кажется, с каждым годом становится все комфортнее, больше и вместительнее. В 2016-м оттуда убрали в отдельный тент ринг для реслинга, что позволило высвободить немало пространства в первых рядах между двумя сценами, а в 2017 и вовсе сам тент обновили. По крайней мере, его крыша перестала протекать. Большая часть дня в среду посвящена мини-фестивалю Metal battle. О его сути я уже рассказывал подробно, поэтому лишь напомню в двух предложениях. Молодые группы из разных стран, их около 30, которые выиграли свои национальные отборы, получают право на 20-минутный сет. Профессиональное жюри их оценивает, и по итогам тайного голосования определяется пятерка призеров, между которыми распределяется призовой фонд (в 2017-м году – 15 тысяч евро), и получают всевозможные подарки от спонсоров. Группы здесь в основном мало кому известные, но мне лично очень нравится такой формат, и среди групп немало достойных, для которых этот конкурс является хорошим трамплином в карьере. Многих из них я впоследствии видел и продолжаю видеть в лайнапах других летних фестивалей. Ну и альбомы выходят вполне достойные у таких групп, как In Mute, Magor, Room Of The Mad Robots, Metaprism, For I Am King и многих других. По паре строк о тех, кто выступал в этом году.
Открывали фестиваль немцы DeTraktor. Примечательно, что в их составе нет ни одного чистокровного немца. Там мексиканец, болгарин, Их трактор-метал представляет собой некий глум-трэш, да еще и с барабанщиком на вокале. Очень достойно, и вскоре после фестиваля молодая команда, у которой в активе пока всего один EP, отправилась в тур с Disbelief и Warpath в качестве саппорта.
Венгры Nova Prospect довольно популярны у себя на родине, просто потому что играют они что-то вроде альтернативного метала, да еще и с девушкой на вокале, которая кричала в мегафон и пускала мыльные пузыри со сцены. Немного напомнило Deadlock, но не совсем похоже по стилю.
Швейцарцы Abinchova немного удивили вообще тем фактом, что они участвовали в конкурсе. Группа существует давно, уже выпустила несколько альбомов, и фестивальный опыт имела. Стилистически это Eluveitie, только более неотесанный вариант.
Megalodon приехали из Южной Африки. К ним было повышенное внимание, так как в прошлом году конкурс выиграли именно представители ЮАР. Но terror metal от Megalodon не особо впечатлил судей.
Рижане Once Upon – металкор. Возможно, перспективная группа в этом стиле, я не особо в нем разбираюсь, но публике вроде понравилось.
Болгары Ophan свой стиль называют experimental math metal. Это и правда было довольно необычно, но такая музыка не для всех ушей. Поищите в YouTube, это достойно ознакомления.
Единственный блэк-метал на Metal Battle этого года приехал из какой-то финской деревни. Настолько глухой, что парни там говорят на английском хуже, чем я – немного пообщались в кемпинге потом. From The Void откуда-то из пердей Лапландии, а на голове у фронтмена были самые настоящие оленьи рога. Но все равно очень неплохо, я включил их в свой личный топ-5.
Исландцев Une Misere, моих соседей по кемпингу, я запомнил в первую очередь потому, что они угостили меня какой-то абсолютно убойной исландской настойкой. Названия я, к сожалению, не запомнил. Они довольно неплохо отыграли какую-то новомодную мешанину из стилей, и взлетели на 4-е место в итоге.
Португальцы Analepsy тоже далеко не новички, как раз в начале 2017 года они выдали мощнейший альбом в стиле brutal death. В общем, подкинули мясца. Очень достойная группа.
Уругвайцы Soulless Faith играют стандартный мелодэт, очень неплохо, но в то же время и ничего выдающегося – от латиносов всегда ждешь какую-то свою фишку, а тут ее нет. Тем не менее, в Южной Америке парни довольно известны, так как часто разогревают заезжих мастодонтов жанра вроде Dark Tranquillity.
Румыны с необычным названием E-An-Na заняли в итоге почетное второе место со своим фолк-металом. Хорошая, достойная команда с кучей девчонок на разных духовых инструментах, и своеобразной атмосферой. В призах абсолютно по делу, умело зажгли зал ребята. К вечеру, кстати, народу набралось уже очень прилично, почти половина зала (а это около 6-7 тысяч человек), хотя, помнится, еще в 2015-м посещаемость Metal Battle оставляла желать лучшего.
После румын пошли хэдлайнеры дня. Поочередно в тенте выступили Flotsam And Jetsam, Ugly Kid Joe, Annihilator, Boomtown Rats и Crowbar. Я посетил только сет последних, ибо лишь они были интересны в этой разношерстной подборке. Crowbar давно впечатляли меня своим тягучим и монотонным сладжем, правда, на их концерте, который начался почти в полночь, начала сказываться усталость, и я едва не уснул стоя. Отслушав королей жанра, немедленно отправился в кемпинг, набираться сил на второй день.
День 1 (Metal Battle, Aborted, Batushka, Volbeat etc)
Второй день также начался с прослушивания остатков групп, участвовавших в Metal Battle. В конкурсе дебютировали американцы, которых представляли дэтстеры Corpse Hoarder. Американская андергаундная сцена за последние годы расширилась до гигантских размеров, и достойных групп, о которых при этом никто не слышал, там очень много. Эта – одна из них.
Французы Stengah играют вариацию gojira-metal, но чуть менее агрессивную и напористую, чем у их знаменитых соотечественников. Судьи оценили, и поставили их на 5-е место.
Дальше опять немного мелодэта. Невнятные и скучные Rising Dream из Хорватии, и совсем молодая группа Inferum из Нидерландов. Они уже выглядели получше, материал пооригинальнее, и судьи это оценили, поставив их третьими. Примечательно, что как раз перед началом выступления Inferum на улице зарядил мощнейший ливень, и народ, спасаясь от стихии, мгновенно заполнил тент, обеспечив солидную посещаемость для группы с 19-летним фронтменом.
Ну а победителем в итоге стала мексиканская группа Jet Jaguar, играющая какой-то стандартный унылый трэш-метал, и я даже не видел их выступления, только потом послушал немного на Youtube. Нет в них ничего особенного, ну может, разве что визуальная составляющая, костюмы и так далее. На мой взгляд, побеждать в таких конкурсах должна какая-то более оригинальная в стилистическом плане группа. Но я не член жюри.
Тем временем, к тому моменту уже заработали главные сцены, Но в первый день меня там интересовал только самый поздний исполнитель – Volbeat, о чем подробнее ниже. А в тенте тем временем начался мини-фест A Night to Dismember, по аналогии с A Night to Remember, как по традиции называется вечер четверга на Вакене – обычно в этот день выступает кто-то из категории топ-исполнителей. В 2016, например, Iron Maiden. В этом году – Accept с оркестром и Volbeat. Это на главных сценах. А в тенте – буйство дэт и блэк-метала. Поочередно выступили Dawn Of Disease, Imperium Dekadenz, Aborted, Witchery, Brujeria, Batushka, Napalm Death, Mayhem и Nile. Неплохая подборочка, да? Правда, все из этого услышать не удалось, а что-то и не хотелось вовсе. Dawn Of Disease представляют собой немецкий мелодик дэт-метал. Грубоватый, но при этом очень качественно сыгранный. Ранее их не слышал, но теперь периодически гоняю в наушниках по пути на работу. Так же, как и Aborted. Свен гениально работает у микрофона, иногда кажется, что это и не человек вовсе, а какой-то лютый зверь издает звуки. Ну и музыка стеной проезжает по ушам, это очень необычное ощущение. Imperium Dekadenz и Witchery показались мне куда более скучноватыми на фоне дэт-металлических групп. Все у них как-то правильно, канонично, в общем, даже немного тоскливо.
Дальше Brujeria. Если вкратце – это самая убогая и бестолковая группа, которую я когда-либо слышал. Слушать был вынужден, да еще и из первых рядов, очень уж хотелось Батю не только послушать, но и посмотреть. Добрался до второго ряда. Нормально. Brujeria все никак не заканчивалась, они даже переиграли четыре минуты, что по меркам дисциплинированного Вакена явно перебор. Из-за этого вся программа могла немного сместиться. И вот, наконец, Батюшка. На этой группе особый режим съемки. Камеры, которые транслируют происходящее на большие экраны, застыли в статичном положении, планы выстроены так, что не видно ничего лишнего. Кран вообще на время их сета замер в высшей своей точке. Полная таинственность. У операторов появилось время для отдыха. Поляки, несмотря на все противоречивые отзывы оказались просто великолепны вживую. Отменный вокал и у Христофора, и у его бэк-вокалистов, чистейший звук, блестящие ударные. Кто там говорил, что в музыкальном плане Батюшка дали посредственный материал? Да это один из главных альбомов десятилетия в жанре, если вообще не за всю его историю. Тем обиднее, что в ходе последней песни засуетились работники сцены, явно получившие какой-то сигнал. И правда, в какой-то момент они взяли да и закрыли занавес сцены…Перебор по времени? Тупая Brujeria, все из-за них. Зол был не только я, и в ни в чем не повинных стейдж-крю полетели пивные стаканы, а через несколько секунд стихла и музыка, когда поляки осознали, что концерт окончен. Нечто похожее было и в 2015 году во время концерта Shining, тогда Кварфорту и компании не дали закончить последнюю песню For The God Below. Непонятно теперь, согласятся ли эти группы когда-нибудь еще раз выступить на вакенской земле…
Впрочем, сокрушаться некогда, ведь сразу по окончании сета Батюшки на большой сцене начинали Volbeat. Бегом, насколько это вообще возможно по грязной жиже, втопил туда. Пропустил всего одну песню, но Volbeat – это, собственно, причина, по которой я и приехал в этом году. Как и Emperor. Мне, любителю блэка и дэта, сложно объяснить свою любовь к этим датчанам, но сейчас я могу сказать откровенно, что это едва ли не самая моя любимая группа на текущий момент. Учитывая, что в России они никогда не были, и вряд ли скоро приедут (даже на разогрев Guns’n’Roses Москве досталась какая-то шляпа, хотя Volbeat будут греть их в соседних Польше и Эстонии), шанс увидеть Volbeat живьем упускать нельзя. Что ж, ожидания они оправдали. На протяжении пары-тройки песен я еще продирался сквозь огромную толпу людей поближе к сцене, но вскоре ряды уплотнились настолько, что дальше идти уже не было смысла, и я остановился где-то слева от сцены, напротив большого экрана, и с детской непосредственностью начал пялиться на сцену, и петь все припевы, что знаю. Мою страсть оценили немцы, которые, узнав, что я из России, немедленно прониклись ко мне симпатией, обсудили все возможные стереотипы, почему не в ушанке, без балалайки, и вообще слушаю не русскую народную музыку. После чего мы посмеялись над всем этим, и они угостили меня пивом. Простые трудяги из Франкфурта, которые приехали на Вакен со своими женами и детьми. Volbeat, тем временем, выдавали один свой шлягер за другим. Вообще, перед самым началом феста его программу чуть-чуть перелопатили из-за отмен и перестановок, и в итоге сет Volbeat получился на 20 минут длиннее, чем это предполагалось заранее. Ну разве не подарок? Забавный был момент, когда исполняли Evelyn, на которой, как известно, гостевой вокал Барни Гринуэя из Napalm Death, он буквально ворвался на сцену весь запыханный. Дело в том, что сет самих Napalm Death завершился буквально за несколько минут до этой песни, и Барни доставили через закрытые территории феста на машине, но часть пути он в любом случае был вынужден преодолеть бегом. Шикарное почти двухчасовое выступление на глазах у нескольких десятков тысяч фэнов, ставшее настоящим украшением фестиваля. После такого самое время отправляться в кемпинг и рухнуть в палатку. Но еще по инерции возвращаюсь в тент и смотрю сет Nile. Было все-таки интересно посмотреть на американцев в новом составе, без Далласа и с новым молодым басистом. Там тоже не обошлось без сюрпризов – спели 11-минутную «Unas – Slayer Of The Gods», если я правильно понял, то чуть ли не впервые в истории группы. После Nile – точно спать.
День 2 (Kadavar, Paradise Lost, Emperor, Megadeth, Marilyn Manson etc)
Второй официальный, и третий фактический день фестиваля начался для меня с освоения новой территории – заработала последняя из всех сцен – Louder Stage. Она тоже большая, но чуть развернута в сторону, и ничуть не мешает тому, что происходит на основных сценах, разве что в перерывах между песнями в образовавшуюся тишину иногда врываются приглушенные звуки с Faster Stage. Немцы Kadavar такого не допустили ни разу. Группа-открытие фестиваля для меня. Отличный, нет, просто шикарный звук. Стилистически берлинское бородатое трио лупит стоунер-рок на инструментах и отчасти на оборудовании из эпохи Led Zeppelin. Отсюда такой олдовый саунд, несколько непривычный в наши дни, практически ламповый. Но это лишь добавляет крутизны. Дальше у меня образовался некоторый перерыв в расписании, и я немного побродил по территории феста, купил сувениров и посидел в баре-олене Jagermeister у своих немецких друзей. В итоге засиделся настолько, что вернулся только к сету Paradise Lost там же, на Louder Stage. Увы, в этом случае пришлось выбирать, так как в это же время на Faster Stage играли Trivium, которых я заценил в последнее время, но еще никогда не видел вживую. Но все же британцы мне стилистически гораздо ближе. Да и сетлист у них в этом туре просто великолепный. Послушав их, тут же отправился к месту, где только что выступали Trivium, чтобы занять место поближе к сцене на Emperor. Для этого пришлось прослушать целиком скучнейший сет Apocalyptica, которые играли песни «Металлики» с первого альбома. Несколько лет назад они выступали на этой же сцене, но с оркестром, и это было захватывающе. В этот раз – только виолончели, даже без ударных, и это было невыносимо скучно. Настолько, что я в какой-то момент отключился стоя. Общая усталость вкупе с некоторой дозой спиртного в какие-то моменты дает о себе знать. Но, наконец, финны закончили пилить струны, и пришло время моего третьего персонального хэдлайнера после Батюшки и Volbeat. Emperor дали всего несколько шоу в этом году, в ходе которых целиком отыграли свой классический альбом «Anthems To The Welkin At Dusk», пожалуй, мой любимый блэк-метал альбом. Описывать словами это не имеет никакого смысла, в интернете можно без труда найти немало видео с этого шоу. Кому-то может показаться, что звук подвел, кому-то еще что-то не так. Где-то в одной из песен гитарист немного сбился, но на все это было абсолютно наплевать, когда вживую слушаешь альбом, который затерт до дыр, и который даже не мечтал никогда услышать вживую. Такое запоминается на долгие годы: жужжащие риффы Ye Entrancempirium и пронзительный сдвоенный чистый вокал Исана и Эйнара на With Strength I Burn. Аах, будто вчера все это было. Отыграв целиком альбом, на бис Emperor выдали еще несколько хитов, после чего покинули сцену. Когда там 20-летие IX Equilibrium? В 2019-м? Ок, ждем еще одного реюниона.
По окончании сета Emperor толпа плавно начала перемещаться левее, к Harder Stage, где вот-вот должны были появиться Megadeth, но никак не появлялись. Непонятно чем была вызвана почти 10-минутная задержка, но вообще WOA-2017 стал на моей памяти рекордным по количеству задержек, хотя обычно Вакен потрясал своей пунктуальностью и точностью. В итоге все закончилось нормально, МегаДейв и его команда отыграли классное шоу, хотя я по-прежнему не понимаю, кому нужны на таких фестивалях песни с его новых альбомов? Почему не играть исключительно классику, это же не тур в поддержку альбома. В общем, не считая пары-тройки проходных песен – прекрасный сет. Настал через выступить Marilyn Manson, которого я раньше тоже ни разу не видел, к своему собственному удивлению, хотя в молодости слушал довольно активно. Да и до сих пор не брезгую иногда переслушивать гениальный альбом Mechanical Animals. Мэнсона тоже пришлось довольно долго ждать, но как раз тут ничего удивительного нет. Не удивлюсь, если он на самом деле прибыл на Вакен на вертолете откуда-нибудь из Берлина или Гамбурга за 15 минут до концерта. Выглядел Брайан как-то не очень, будем считать, что устал с дороги. Пел вяло, сет предложил скучноватый, с обилием новых, незнакомых песен, хотя были шлягеры и с моего любимого альбома. Я все ждал Coma White, за которую был готов простить ему все, даже тот факт, что некий соотечественник, громко матерясь по-русски, обдал меня грязью, после того, как неудачно попытался проплыть по рукам зрителей. Не дождался, но галочку поставил, увидев харизматичного мейнстримового артиста, который когда-то очень даже нравился.
День 3 (Possessed, Russkaja, Insomnium, Amon Amarth)
Заключительный день фестиваля обычно самый насыщенный, особенно на главных сценах. Громкие имена, звезды, и прямо один за другим. Но в этот раз практически все хэдлайнеры были не моего полета: Alice Cooper, Avantasia, Powerwolf….Кто-то будет в шоке, но я их всех пропустил, точнее, променял на более важных именно для меня исполнителей, которые в это же время были на других сценах. День начался с просмотра Possessed на главной сцене, однако ветераны не то трэша, не то дэт-метала, показались мне довольно скучными и бестолковыми. Не понравилось. Не добавляла антуража и скромная посещаемость: все-таки к полудню большинство фэнов еще только заканчивают стоять в очередях в душ. Через некоторое время вновь отправляюсь к Louder Stage, где спокойно сумел встать в первый ряд. Оно и неудивительно. Russkaja в Германии предпочитают смотреть не стоя на одном месте, а беспрерывно танцуя и водя хороводы. Коллектив под предводительством бывшего москвича, а ныне жителя Вены Георгия Маказария, изобрел свой собственный уникальный стиль. И шпарят они себе веселые песни на кабацкий манер, причем на разных языках. Куражное исполнение, отличная работа с публикой, и активный пиар всего русского – включая наши некоторые коронные фразочки. Шикарная группа для тех, кого не заботят стилевые рамки – просто зажигай, сколько душе угодно. Я же все-таки предпочел оставаться в первом ряду, потому что водить хороводы по колено в грязи – до этого я пока не дорос. На попрыгали и поорали знатно все без исключения. Было немало соотечественников, хотя я все-таки ожидал большего представительства, по крайней мере, по количеству флагов. Затем я позволил себе немного передохнуть в баре, и Heaven Shall Burn послушал и посмотрел оттуда.
Затем отправился посмотреть на еще одну команду фриков, которая понравилась мне еще по прошлому WOA – Hamatom. Немцы играют ядерную смесь из Die Apo Reiter, Pain и Rammstein и еще много кого. За пределами Германии они не слишком известны и популярны, но вот внутри страны их знают и любят многие. Оно и неудивительно: поют на немецком преимущественно, хитовые, модные, яркие, к тому же у группы отличный менеджмент, который всячески их пиарит. Как результат – огромная толпа у сцены. Однако до конца досмотреть их не успеваю, впереди марш-бросок к тенту, там уже готовились к своему выступлению мои любимцы Insomnium. Финны не стали заморачиваться с сетлистом, и полностью исполнили свой последний альбом Winters Gate, который состоит из одной 41-минутной песни. Здесь говорю отдельное спасибо их звукачу Сами, который нарулил просто шикарный звук, на зависть, кстати, многим местным звукачам, которые очень часто не особо заморачиваются. Insomnium же – твердая пятерка за выступление, один из лучших сетов этого WOA. Мексиканец, стоявший рядом со мной, был очень впечатлен, и сказал, что раньше не слышал эту группу. Исправил пробел в музыкальном образовании латиноса, и дал ему всю необходимую информацию.
Прилично забитый тент буквально за несколько минут опустел. Опустел – не фигура речи в данном случае. Реально внутри осталось не более 50 человек, которые намеревались послушать Uli Jon Roth. Смехотворная аудитория обусловлена тем, что вся толпа двинулась на главное поле, где уже готовился к выступлению Alice Cooper. Мне же он был не слишком интересен, и я предпочел хоть раз заглянуть в Wackinger Village, где кормят вкуснейшей деревенской едой, и выступают всякие фолковые группы. Но в этот раз туда определили и некоторых исполнителей из других жанров. В частности, воскресным вечером посмотрел там выступления двух финских коллективов – Wolfheart и Omnium Gatherum. Обоими остался очень доволен, тем более, звуком рулил уже знакомый мне звукорежиссер Сами, настоящий профи своего дела, которому я не уставал отвешивать комплименты по поводу его работы. Все действительно звучали очень здорово. В перерывах между этими группами – Amon Amarth. Шведы настолько популярны в Германии, что на их выступления приходят даже те, кто весь фестиваль занимается тем, то бухает в кемпинге. Посещаемость их концертов на Вакене просто потрясающая. Людское море. Оглядываешься назад, и видно, как люди плотно стоят даже за пределами турникетов. Еще одна особенность – тем, кто стоят ближе к сцене, приходится работать грузчиками практически без перерыва. Поток краудсерферов просто неиссякаемый.. И ладно еще легких девчонок перебрасывать по рукам, но жирные туши мужиков – это уже надоедает довольно быстро. Зато подобные коллизии нарушают плотность рядов в партере, и позволяют довольно быстро пробираться вперед. Мне так удалось постепенно просочиться практически к ограждению у сцены. По выступлению шведов вопросов нет – как всегда, шикарно. В одной из песен на подпевки вышла сама Доро, постоянная гостья Вакена. Хитовость просто зашкаливает. На у меня оставалась последняя дилемма. Примерно в одно время, с разницей в 10 минут, начинали играть Kreator и Soilwork. Обе группы я слышал и видел в Москве буквально за полгода до этого, но все же мелодэт мне ближе, поэтому я завершил свою персональную программу в тенте, слушая Бьорна и его команду. Вот, кстати, они выступали на той же сцене, что и Insomnium несколькими часами ранее, но звук у финнов был значительно лучше, чем у шведов. Ближе к середине сета кое-как все подровнялось, но сначала все впечатление от концерта было испорчено. Была еще мысль послушать Subway To Sally, но до начала их сета оставалось еще полчаса, а сил уже не оставалось совсем. Такой вот мини-отпуск, за время которого устаешь больше, чем на работе, но ведь и кайфа несравнимо больше! Хочется повторять снова и снова.
Выражаем благодарность Wacken Open Air за предоставленные аккредитации.
Текст: Ash Statue
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).