|
|
|
Therion
« Sitra Ahra »
| |
|
| |
|
|
| |
| |
| |
1 | Sitra Ahra
|
| 2 | Kings Of Edom
|
| 3 | Unguentum Sabbati
|
| 4 | Land Of Canaan
|
| 5 | Hellequin
|
| 6 | 2012
|
| 7 | Cu Chulain
|
| 8 | Kali Yoga III
|
| 9 | The Shells Are Open
|
| 10 | Din
|
| 11 | After The Inquisition: Children |
|
Christofer Johnsson - Guitars, Keyboards
Christian Vidal - Guitar
Nalle "Grizzly" Påhlsson - Bass guitar
Johan Koleberg - Drums
Thomas Vikström - Lead vocals |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Какова была ситуация в 2007? "GK" встретили два условных фронта: в первом, с презрительным "фи" на надменном лице, метали копья "консерваторы"; в это время во втором лагере вдумчивая "элита" слушала диск по второму, третьему кругу, после чего бралась непонятно для кого писать хвалебные рецензии, где охотно приветствовала новаторство коллектива. Но и те, и те бросались очень умными словами и конструкциями, что, честно говоря, сбивало с толку желающих докопаться до причин столь яркой биполярности. Но, похоже, всё как всегда довольно просто: для "консерваторов" (видимо, по старой привычке измеряющих качество музыки в децибелах металлистов) "Терион" стал непонятен. Ведь раньше, особенно на так любимом всеми "SotR", это был по-серьёзному тяжёлый металл с оркестром, хором и уникальной мрачной атмосферой древности и где-то сказок Г. Лавкафта - основным пережитком дэт-прошлого группы. Четыре составляющие, вот вам весь рецепт классического стиля "Чудовища". Талант Криса Йонссона был завернут в удобоваримый для металл-сообщества фантик. И тут нагрянул "Gothic Kabbalah" - один большой эксперимент над всеми четырьмя столпами стабильного развития. Гитары ушли гулять в степь хэви, при этом увеличилось количество акустических вставок, от оркестра остались чуть ли не одни духовые, хор курит на подпевках у соло-вокалистов, а перед глазами в это время вместо мрачных мифологических построек титанических размеров и непостижимых образов предстаёт театральная сцена с импровизированной постановкой эзотерических учений. И нельзя среди этого всего выделить однозначную основу, и назвать это металлом было бы неслабым обобщением. От чего у "консерваторов" и случился приступ мёртвой хватки за старое. Но выступать против экспериментов и развития, пусть и тебе лично неугодного, - желать топтаться на месте. А говорить при этом ещё и что-то о деградации, а тем более об "опопсении" - настоящее лицемерие. Потому я и пишу "консерваторы" в кавычках, а то слишком красивое слово. Как кто-то когда-то кому-то сказал "ты не фекалия, ты гауно".
Да, стиль изменился, но был ещё вопрос таланта руководителя шайки. И этот вопрос остался открытым (для тех, для кого он вообще был актуальным) и после "GK", так как в написании альбома приняли участие все, кому было не лень. Возможно сейчас мы дождались разгадки. "Возможно" потому, что в одном из интервью Йонссон упоминал о том, что значительная часть материала для "Sitra Ahra" была написана ещё во времена "Deggial" и "SotR". Ну да ладно.
Всё-таки стиль "Каббалы" не был мимолётной прихотью. Но вернулся и кое-какой дух старых работ Йонссона, местами видно "Vovin" (струнная секция в финале "Land of Canaan"), где-то даже "SotR" (хор на "2012"), при этом вполне ожидаемо отсутствуют флирты с чуть ли не классическим хэви, прилично разгулявшимся на предыдущем студийнике за счёт коллег по цеху. И всё же, по большей части "Sitra Ahra" - развитие взятого на "GK" направления. Именно развитие, и никак не чечётка на месте. Из сразу бросающихся в глаза новинок: губная гармошка ("Land of Canaan"), озорная еврейская скрипка ("2012", "Shells Are Open"), детский хор ("After the Inquisition: Children of the Stone").
Ну и субъективно о качестве композиций. В таланте Кристофера я ни разу не сомневался. Количество находок приятно удивляет. Но в этом заключается и главное отличие "SA" от предыдущего альбома: "GK" - целостная работа, которую приятно слушать всю сразу. Тамошний трек-лист можно разбить на 3-4 тематические и стилистические группы. В "SA" же каждая композиция в этом смысле уникальна, потому дать какую-то общую характеристику альбому затруднительно. |
|
|
| |
| | | |
| |
"Sitra Ahra", альбом "Z", замыкающий четверку альбомов, открытую двойником "Lemuria"/"Sirius B", увидел свет.
Еще раньше в сети появились две композиции (три, если считать любительские записи "Kali Yuga 3" с концертов) -- заглавная и "Kings of Edom". Легкое разочарование с первого прослушивания, затем нарастающее и остающееся сильным желание слушать снова и снова ("Калиюга", кстати, понравилась сразу и безоговорочно). Берущие за душу ритмические и вокальные ходы, подобно крупицам золота в массе песка, после пары прослушиваний начинают ослепительно сиять.
Ознакомившись с полным альбомом, утверждаю -- он весь такой. Если на "Каббале" сразу было ясно, что регулярно я буду слушать 3-5 песен, то этот альбом пойдет в плейлист целиком, как в старые добрые времена.
"Sitra Ahra" не такой энергичный, как предшественники. Он больше подходит для исполнения перед сидячей аудиторией в концертном зале филармонии, чем перед беснующейся толпой в клубе. Нет такого изобилия инструментов и голосов, как на "Лемурии", но нет и аскетизма "Каббалы". Помимо всевозможных гитар, фортепиано и органа, вы услышите аккордеон, губную гармошку и меллотрон. Вы также услышите голос покинувшего группу ударника Петера Карлсона (есть у Therion традиция -- приглашать бывших барабанщиков петь).
Для полноценного восприятия рекомендуется обладать музыкальной эрудицией, т. к. маэстро Йонссон дал полную свободу своей любви к заимствованию. Тут вам местами и рок-опера, и фламенко, и мюзикл, и черт знает, что еще. Но в основе своей это, без всяких сомнений, металл и Therion.
Я доволен. Рекомендую. Ставлю оценку 7 ("Очень хороший альбом, но чего-то не хватает"). Не хватает Мэтса Левена, до которого Томас Викстрем, к сожалению, не дотягивает. |
|
|
| |
| | | |
| |
Несомненно, выход нового альбома Therion стал одним из наиболее крупных релизов этого года в тяжелой музыке. И, как и в случае с «Gothic Kabbalah», мнения слушателей полярно разделились, причем, как мне кажется, преобладали негативные отзывы. Нет, «Sitra Ahra» выполнен совсем в другом ключе, в известном смысле это возвращение к корням (не к суровому шведскому дэту, конечно, а к симфонизму 1996-2001 годов), но претензии у слушателей были серьезные. А именно: отсутствие хитов, отсутствие атмосферности, отсутствие во многих песнях хороших мелодических рисунков. Положительные отзывы, как правило, сводились к тому, что это все тот же, горячо нами любимый Therion, причем не стоящий на месте, а развивающийся, имеющий новые идеи.
Лично мне с альбома понравились только первые две песни. Первая – «Introduction/Sitra Ahra» - представляют одну из моих любимых ипостасей Therion – мощная симфоничная вещь, все грамотно, красиво, профессионально, не лишено хитовости. И, что немаловажно, как всегда у Therion, песня лишена того дешевого пафоса, что так часто встречается у тяжелых групп, дорвавшихся до оркестра и хора. Кроме того, очень хорошо исполнил свою партию новый вокалист Томас Викстрём. В общем, отличная интродукция. Далее, «Kings of Edom». Кажется, эта песня представляет гигантов симфо-метала с новой стороны. В ней нашлось место всему - вступление на пианино, интересные смены ритма, невероятное количество разного вокала, и даже гитарный проигрыш в испанском стиле. Кроме того, очень хорош заключительный проигрыш. И все это связано очень красиво и органично. Таким образом, высочайший композиторский уровень, поставленный Therion на более ранних работах, здесь достигнут. А вот дальше… Дальше, по-моему, все далеко не так замечательно. В третьей песне, «Unguentum Sabbati», по сути, нет ничего, кроме вокала Сноуи Шоу, который меня нисколько не впечатляет, скорее, наоборот, да вставок женского вокала. А что особенно раздражает, партия оркестра один в один похожа на первые ноты «Phantom of the Opera». Четвертая, «Land of Canaan», не лишена интересных идей, но до «Kings of Edom» не дотягивает, да и Сноуи просто до отвращения много. А следующие песни, по-моему, просто скучны. Причем, если, скажем, «Hallequin» представляет собой обработку всего одной, да и то слабоватой темы, то, например, в «2012» вообще толком никакой мелодики не прослеживается. Некоторые считают, что хитом на данном альбоме является «Kali Yuga III». Лично я в ней ничего хитового не вижу, кроме названия. Могу выделить одну интересную особенность этих песен – в них прослеживается влияние не столько наиболее монументальных классических жанров, таких, как симфония и опера, как было раньше у Therion, а скорее мюзиклов, водевилей и т.д. Возможно, этим и объясняется, почему сии опусы меня не впечатлили. А вот последняя песня довольно неплоха, главным образом благодаря использованию детского хора. Но все-таки Йонссону не первому это пришло в голову, годом ранее партию детского хора удачно использовали Lacrimosa на альбоме «Sehnsucht». А ведь до недавнего времени Йонссону удавалось опережать своих коллег по цеху…
Подытоживая, могу сказать, что считаю «Sitra Ahra» самым слабым альбомом Therion, выполненным в симфоническом ключе. И не потому, что в нем есть какие-то эксперименты и нетривиальные ходы, которых я не могу осмыслить. Скорее наоборот, потому, что таких экспериментов и ходов совсем немного, и они почти полностью сосредоточены в первых двух песнях (разве что не по мозгам мне оказались все эти влияния мюзиклов). Видимо, Йонссон все-таки понемногу выдыхается… С «Gothic Kabbalah» сравнивать трудно, все-таки они довольно разные, но, по моим ощущениям, эти два альбома примерно на одном уровне. Но ведь то, что слабовато для Therion, просто-таки недостижимо гениально для других групп, играющих в жанре симфонического металла, тем более во всяких симфо-пауэрах, симфо-блэках и так далее! Тем более, две отличных песни на альбоме все-таки есть. Но, думается мне, вероятность моего посещения концерта Therion тем выше, чем меньше песен с «Sitra Ahra» будет в сет-листе. |
|
|
| |
| | | |
| |
Кто бы мог предположить, что такая уважаемая на рок-сцене группа, как Therion, выпустив "Gothic Kabbalah", вызовет такой резонанс в среде фанатов, почти моментально поделив их на два враждующих лагеря? Возможно, ни один альбом группы не вызывал такого количества ненависти и кривотолков о шедевральности/убогости альбома, где порой использовались просто кретинские аргументации, типа: “Вы не доросли ещё/слишком тупы для этого”, “Therion вконец опопсели” и т.д. В общем, даже несчастный “DPP” Nightwish тихо злорадствует в сторонке. Рано или поздно, но это должно было произойти, и это произошло.
Выдох… Новый альбом шведов – продолжение начатого 3 года назад? Нет. Это, скорее, продолжение начатого 10 лет назад, - материал, написанный вслед за “Deggial”, вновь вернувшим гитарный саунд в музыку группы, после мегасимфонического эпика “Vovin”.
Первые аккорды, словно возвращение назад во времени, взрыв воспоминаний, ностальгия… Знакомые интонации, мелодии, вокальные партии…
Ничего сверхъестественного не произошло, группа преподнесла своим поклонникам именно то, что они и ждали (подавляющая их часть) – от “Каббалы” практически ничего не осталось, теперь это поистине приятная (как кажется поначалу) смесь альбомов группы от “Vovin” до “Lemuria/Sirius B”, где основополагающий “Deggial” стоит крепким стержнем посередине. Лепота? Для поклонников шведов от самой “Лепаки” до “Секретов Рун”, и невзлюбивших “Каббалу” – да. Я копаю ещё глубже, и признаюсь в симпатии к шведам аж с дебюта до однояйцовых близнецов 2004 года рождения, но вот новоявленное детище Йонссона меня не обрадовало. Удивило неожиданно резким отличием от саунда прошлого диска и наличием знакомых, почти что родных сердцу фактур, но не обрадовало. Альбом просто до противного правильный, преподносящий себя во всей красе, как сбывшийся эротический сон поклонника “истинного” Therion.
“Sithra Ahra”, кажется, делает всё, чтобы не влюбить в себя, а оттолкнуть, оставить попросту равнодушным, - всё то, что когда-то приносило неописуемое удовольствие, здесь приобретает какие-то неприятные черты, скрывающиеся под знакомой маской аранжировок. Тут даже прислушиваться не надо – за версту несёт деланностью и наигранностью, которые, вылезая отовсюду, попросту мешают адекватно воспринять музыкальную начинку. Ничего боле не тревожит – гитарная работа порой сводит с ума, пуская по кругу одни и те же риффы (понатасканные от хард’н’хэви до порева), что вкупе с изрядной продолжительностью песен даёт весьма неутешительный результат. Но, надобно отметить, что, начиная года эдак с 98-го, гитарный вес у группы малость сдал, отдав бразды правления симфонике и клавишным. Так что, претензии по этому поводу не выглядят столь уж осязаемыми. Обратив же свой взор как раз на те самые клавишные с оркестровками, впадаешь в лёгкое недоумение, – симфоническая часть атрофировалась едва ли не подчистую (вот уж где привет “Каббале”!), а клавишные элементы обильны и сладки, но лишены яркости и распределены по альбому неравномерно, выскакивая кое-где невпопад. Что же вокальных партий, тот тут всё много проще – православную ненависть вызывает только омерзительно пошлый фальцет, вонзающийся в музыкальное полотно, словно иголка под ноготь. Побочные элементы, вроде балаганной эстетики и тех самых еврейских скрипок сродни воплю глухонемого в пустыне. Они делают из альбома пошлую пародию на группы типа Diablo Swing Orchestra, хотя должно быть наоборот.
При всём при этом, здесь есть пара песен, которые претендуют на попадание в категорию постоянно мною прослушиваемых – “Kings of Edom”, которая за 8 минут звучания умудряется не затрахать мозг, а “Din” внезапно оказалась эдаким возвращением ко временам “Lepaca Kliffoth”, где есть даже что-то вроде бластбитов. Но вот тот самый пошлый фальцет изрядно поганит картину.
У меня, честно признаться, так до конца и не оформилось (и не оформится, я гарантирую) единое мнение на счёт альбома, а вышеприведенная аргументация чисто субъективна и, естественно, не претендует на абсолютную истину. По большому счёту, к “Sitra Ahra” невозможно предъявить каких либо весомых, объективных претензий, способных фатально сказаться на итоговой оценке - всё опрятно, правильно, сделано качественно, словно по кальке. Это-то и бросается в глаза. |
|
|
| |
| | | |
| |
|
| |
просмотров: 63363 |
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).