|
Маститый продюсер и звукоинженер Кевин Ширли по прозвищу «Пещерный человек» (кое свидетельствует, как можно предположить, о настырной упёртости настоящего профессионала старой закалки), с которым Iron Maiden непрерывно сотрудничают уже около 13 лет (т.е. со времени воссоединения в нынешнем составе), свое дело, что и говорить, знает досконально, имея, в частности, предельно четкое представление о том, каким должно быть звучание его главных подопечных на текущий момент — хэви-метал-группы № 1 в мире — как на студийных, так и на концертных альбомах: предельно реалистичным, лишенным даже малейших «искусственных» доводок (дабы у слушателей не возникало ни малейших сомнений в том, что слышимое ими предельно честно и неприкрашенно отражает то, как их кумиры звучат по-настоящему, en vivo (вживую, исп.)). Принцип при этом, очевидно, таков: ЭТОЙ группе не нужно «вылизывать» звук, ибо колоссальный опыт и профессионализм ее участников в этом просто не нуждаются — их давно не требующие никаких подтверждений профессиональные навыки и музыкальное чутье сделают свое дело и так, гораздо лучше любых технических «примочек». И в случае с IM такой подход работает на 100%: очередной концертный альбом грандов жанра, являющий собой закономерный и ожидаемый итог грандиозного мирового турне в поддержку мегауспешного последнего альбома “The Final Frontier” («Последний рубеж») и выпущенный сразу в нескольких вариантах, из которых вашему вниманию предлагается «базовый», — лишнее (или, точнее говоря, нелишнее) тому подтверждение.
Многочисленные концертные альбомы «железнодевцев» выгодно отличаются от live-релизов множества их коллег по цеху целым рядом факторов, главный из которых, по-моему, предельно очевиден: среди них нет ни одного (ну, или почти ни одного) похожего на другие и, что самое главное, скучно-проходного. Эта группа при всей стабильности отличительных черт ее музыки умудряется на протяжении вот уже не одного десятка лет оставаться «незаезженной», актуальной и предельно востребованной. Я сознательно обойду стороной имиджево-антуражный аспект «живых» выступлений IM: кто в курсе, тому никакие объяснения-описания и не требуются; неосведомленных же не выручит никакое красноречие описывающего — ЭТО надо хотя бы раз увидеть собственными глазами. Концерты IM — всегда Событие с большой буквы, и при всем обилии чисто декоративных элементов, элементов шоу, здесь правит бал прежде всего, конечно же, Ее Величество Музыка, охарактеризовать которую наиболее емко и лаконично, мне кажется, способен эпитет, вынесенный в заголовок одной посвященной англичанам статьи из германского издания Metal Hammer почти 30-летней давности: “heavy metal deluxe”.
Говоря о музыке, нельзя обойти стороной такой проблематичный, а для многих, включая меня, даже в некотором роде болезненный аспект (неизбежно сопутствующий гастрольным турам групп, выпустивших массу альбомов, но на текущий момент имеющих главной целью по возможности полнее представить последний), как составление сет-листа. В данном случае наличествуют аж 6 композиций с “The Final Frontier” (2010), 1 — с “Dance of Death” (2003), 2 — с “Brave New World” (2000), 1 — с “Fear of the Dark” (1992), 1 — с “Seventh Son of a Seventh Son” (1988), 1 — с “Powerslave” (1984), 1 — с “Piece of Mind” (1983), 2 — с “The Number of the Beast” (1982) и 2 — с “Iron Maiden” (1980). «За бортом» остались альбомы “Killers” (1981), “Somewhere in Time” (1986), “No Prayer for the Dying” (1990), оба альбома периода Блейза Бейли — “The X-Factor” (1995) и “Virtual XI” (1998) — и, что лично для меня обиднее всего, весьма неординарный “A Matter of Life and Death” (2006) (да, он исполнялся целиком в ходе сопутствовавшего турне, но всё же, всё же…). Будь моя воля (позволю себе немного пофантазировать), я бы с легким сердцем заменил в целом очень неплохую, но изрядно затянутую и немного занудную “The Talisman” на, скажем, “Different World” и “Rainmaker”, а, несомненно, классические, но уже изрядно поднадоевшие “Hallowed Be Thy Name” и “Running Free” (несмотря даже на наличие в этих композициях традиционных атрибутов финальной части шоу IM: во время первой на фоне мощнейшего, длительного и вариативного гитарного проигрыша Дикинсон несколько раз инициирует среди зрителей «волну», а в ходе второй представляет публике членов группы и, не особо выбирая выражения, приправляет свои реплики довольно «солеными» сентенциями, коими только и можно объяснить наличие на обложке американского издания стандартного предупреждающего вердикта от PMRC “PARENTAL ADVISORY: EXPLICIT CONTENT”) — на “Wrathchild” или “Wasted Years” и на “Clansman” или “Bring Your Daughter… to the Slaughter”. Но оставим несбыточные фантазии; что имеем, то и имеем, как говорится. А вот из того, что имеем, я бы выделил прежде всего “2 Minutes to Midnight” (пройдя надежнейшую проверку временем, эта мощнейшая композиция, звучащая «живьем», пожалуй, даже лучше, чем на альбоме, изрядно будоражит, буквально «наэлектризовывает» аудиторию и поныне), “The Wicker Man” (однозначно одна из лучших (если не самая лучшая), наиболее проникновенных и, что называется, бьющих наотмашь песен IM за всю их долгую музыкальную карьеру) и идущие подряд “Blood Brothers” (аналогично предыдущей характеристике), “When the Wild Wind Blows” (слушая этот предельно трагичный апокалипсический эпик, я всякий раз поневоле вспоминаю изречение политолога-аналитика из одного американского романа: «Несмотря на все наши старания, термоядерная война возможна») и “The Evil That Men Do” (сама фраза «Зло, творимое людьми» уже несет в себе колоссальный эмоциональный заряд, а ее безукоризненное музыкально-текстуальное воплощение эти эмоции только усиливает).
Не могу не сказать несколько слов об оформлении, ибо оно определенно того заслуживает. 24-страничный буклет наряду со сделанными Джоном Макмёртри великолепными фото участников группы, публики и элементов сценических декораций (в т. ч. в виде фотоколлажей), отменно передающими безумную энергетику грандиозного выступления на огромном стадионе в Сантьяго, столице Чили, содержит и тексты всех песен, исполненных на концерте, что является колоссальным плюсом при прослушивании и нагляднейшим свидетельством заботы о фэнах, купивших альбом на физическом носителе. Из фотографий музыкантов меня наиболее впечатлили две: 1) с никогда не теряющим оптимизма Нико Макбрейном, увлеченно лупцующим свою изрядно «навороченную» ударную установку с такой скоростью, что кистей рук и палочек практически не видно — они получились «смазанными»; 2) с Брюсом Дикинсоном, где он, одетый в неизменную для данного тура, зело приметную «униформу» (черную вязаную шапочку с изображением Веселого Род… пардон, Эдди, черную футболку с белой надписью “PSYCH WARD” («ПСИХИАТРИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ»), камуфляжные штаны-милитари и ослепительно белые кроссовки), совершает один из своих «фирменных» головокружительных прыжков-кульбитов на изрядной высоте от сцены.
Вердикт: хотя текущий год не прошел еще и на треть, без колебаний ставлю оценку, которой достоин концертный альбом года: не думаю, что до наступления 2013-го услышу что-то, хотя бы наполовину приближающееся к данному релизу по качеству представленного материала и уровню реализации. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет