|
|
|
Sigur Rós
« Takk... »
| |
|
| |
|
|
| |
| |
| |
1 | Takk ... 1:57
|
| 2 | Glósóli 6:16
|
| 3 | Hoppípolla 4:28
|
| 4 | Með Blóðnasir 2:17
|
| 5 | Sé Lest 8:40
|
| 6 | Sæglópur 7:39
|
| 7 | Mílanó 10:25
|
| 8 | Gong 5:33
|
| 9 | Andvari 6:43
|
| 10 | Svo Hljótt 7:24
|
| 11 | Heysátan 4:10 |
|
Jonsi Birgission - vocals, guitars
Kjartan Sveinsson - keyboards, electric piano
Georg Holm - bass
Orri Pall Dyrason - drums |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Sigur Rós – исландская пост-рок группа. Природа этой страны, стало быть, располагает к созданию такой медитативной, странной музыки (чтобы понять, насколько странной, достаточно вспомнить еще одну исландскую исполнительницу). Но нет, участники Sigur Rós отрицают какую-либо зависимость их музыки от географического фактора.
Музыканты конструируют свои альбомы так, что при этом им не нужно волноваться по поводу их цельности и законченности – никакими другими они быть и не могут.
Неконцентрированный, разреженный поток звука льется плавно и безмятежно. При этом представляется то ли сладкая смерть (во сне), то ли жизнь растений – минимализм (относительный) исландской природы. Особого разнообразия материала и запоминающихся мелодий здесь нет – бесконечный белый свет не позволит четко разглядеть и осязаемо воспринять то, что доносят до нас Sigur Rós. Это еще и потому, что, к примеру, вокалист, помимо использования родного, исландского, вокабуляра, произносит какие-то непонятные слова, которые невозможно расшифровать с позиций какого-либо существующего языка. Изобретенный им язык (“Hopelandic” – названный по первой песне, исполненной на нем – “Von”, т.е. “Hope”) можно услышать на песнях 7,8,9 с этого альбома.
Чем же создается эта меланхоличная, донельзя эмбиентообразная музыка? Sigur Rós подошли к этому вопросу очень серьезно, приложив все креативные силы для формирования самобытного звучания. Лидер группы Йонси Биргиссон играет на гитаре смычком, он же практикует 2 вида вокала: меланхоличный в стиле Тома Йорка и чаще использующийся, более радикальный фальцет – подлинный инструмент, ведущий всю музыку. Гигантское музыкальное пространство отдано звучанию не сверхъестественного, но необычайно красивого фортепьяно. Бас и ударные часто слышны предельно четко и порой прямо сотрясают музыку. Этот нехитрый инструментарий дополняют более экзотические вибрафон и челеста, а также духовая секция (особенно заметная в конце “Sé Lest”).
Поскольку название альбом переводится как «Спасибо…», то в нем соотвественно очень много света и тепла. Мое внимание особенно привлекли такие волшебные композиции, как “Glósóli”, "Sæglópur”, “Gong” (идеальный музыкально-иллюстративный материал для экологических программ), в которых происходит переход от мудрой созерцательности к бурному взаимодействию с миром. Хороши также атмосферные интерлюдии “Takk…” и “Með Blóðnasir”.
Наверное, многие, кто слышал музыку Sigur Rós, думают, что это идеальный саундтрек для засыпания. Не знаю, меня больше тянет в сон при прослушивании пауэра. А так как я еще очень люблю воздушное звучание Pink Floyd в их лучшие года, то слегка завышаю оценки подобным альбомам. А уж размаха и вселенской масштабности в этой музыке хватает… И все же чуть больше разнообразия в наполнении альбома не помешало бы. Хотя, по сравнению с «()», его (разнообразия) здесь, действительно, выше крыши. Наверное, это все-таки шедевр.
9,5 ~ 10. |
|
|
| |
| | | |
| |
Четвертый студийный альбом исландского пост-рокового коллектива и, пожалуй, самый лучший у них. Музыканты "Розы победы" - а именно так переводится с исландского название коллектива - отошли от радикального минимализма предыдущей работы (который был настолько радикальным, что альбом не имел ни названия, ни треклиста, не говоря уже о хоть каких-нибудь намеках на мелодии) и вернулись к богатой (насколько это возможно в пост-роке) полифонии, напевности и мелодичности, которые отличали их достаточно сильную работу "Agaetis Byrjun" (1999). В плане звучания и подходу к сочинительству "Takk..." ближе всего к произведениям Godspeed You Black Emperor! (далее - GYBE!) вплоть до того, что некоторые композиции (например, "Glosoli") вполне можно было бы принять за работу канадцев, если бы не вокал.
Вокал на этом альбоме - тема для отдельного разговора. Как и раньше, исландцы на диске много поют, и, как всегда, фальцетом, но при этом особого смысла в их словах искать не стоит; по большей части голос используется как полноценный музыкальный инструмент, чаще всего являясь опорой в мелодической линии композиций. При этом остальные инструменты несут, скорее, вспомогательные функции, создавая просто необходимый фон или же привнося нюансы в вокальную мелодию. Можно сказать, что музыка группы на этом альбоме - это хорошо аранжированные мелодичные и торжественные песнопения, своего рода "камерный поп". Здесь, помимо стандартного рОкового набора инструментов, используется уже ставший обязательным для пост-рока вибрафон (значимость вибрафона для этого жанра почти такая же, как и у Меллотрона для арт-рока), а звучание альбома, по всем правилам жанра, приправлено эффектами "lo-fi" в виде всяческих шумов и будто бы случайных звуков. Конечный продукт явил нам весьма гармоничную смесь неоклассицизма, альтернативы и исландской народной музыки.
После небольшого абстрактного вступления начинается композиция "Glosoli". Медленный маршевый ритм, напоминающий тяжелую поступь охотника в снегоступах, медитативный фолковый вокал, красивая и при этом непрямолинейная мелодия; неторопливо развивающаяся тема, однако, постепенно ускоряется, нагнетается напряжение, и через какое-то время композиция переходит в мощное гитарно-клавишное крещендо на фоне монотонного биения ритм-секции с частотой 3 Гц. Нечто подобное можно усшать на любом диске GYBE!. Однако, в отличие от последних, музыка Sigur Ros оптимистична и заряжена позитивными эмоциями. Изредка на альбоме проскакивают меланхоличные нотки, но ни о какой депрессии, мрачности или чувства безысходности, переполняющие и без того удушливую атмосферу дисков GYBE!, здесь не может быть и речи. Можно сказать, что GYBE! и Sigur Ros - два конца одной палки: оба коллектива создают совершенно полярную атмосферу одними и теми же выразительными средствами. В таких вещах, как "Hoppipolla", "Se Lest" и "Saeglopur" музыкантам из Sigur Ros идеально удалось передать и радость возрождения жизни после долгой зимы, и тепло весеннего солнца.
Композиция "Gong", наверное, самая коммерческая на альбоме, поначалу может отпугнуть своим звучанием в духе эм-ти-ви-шной альтернативы. Однако, эта довольно нестандартная для диска вещь, с чистым и высоким вокалом, впадающим к концу песни в полный экстаз, вполне претендует на звание самой сильной на альбоме и одной из лучших в творчестве группы. Яркий и эмоциональный вокал, мощная ритм-секция, аккуратные вплетения гитары и пианино - все это делает "Gong" настоящим украшением и без того великолепного диска.
Пожалуй, на сегодняшний день это последняя работа в пост-роке, которую без преувеличений можно назвать выдающейся. Сам жанр, пережив свою кульминацию на рубеже тысячелетий, уже, по-видимому, исчерпал себя. Ну а этот альбом - настоятельно рекомендую. |
|
|
| |
| | | |
| |
«ég þakka þér þá von sem þú gafst mér
ég þakka þér þá von…»
(I thank you for the hope you gave me
I thank you for the hope...)
«Svo hljott»
Действие первое.
В комнате двое, смотрят DVD
Она (тихо напевает): - А я уже давно хочу, к северу в Исландию…
На экране мелькают изображения ледников, гейзеров, маленьких домиков, людей в свитерах
Голос за кадром: «Móðir vor sem ert á jörðu, Heilagt veri nafn þitt…»
Действие второе.
Те же и бабушка
Бабушка (громко, скороговоркой): - Ну, молодежь, варенье пробовать будем? Бабушка целый день крутилась-вертелась, тазик варенья наварила. Любимое ваше, из этой – из фейхуа, фейхуевое варенье.
Это что вы смотрите? Ась, кто поёт? Не расслышала, розы – понятно, а первое слово какое?
А-а-а, Сигурос. Батюшки мои, как надрывается! Этот твой Сигурос – он кто, политик какой, али как? Ну так понятно почему политик – наш премьер им яйца всем так повыкручивал, вот и заголосили…
Не, я что? Красиво, красиво…а я что говорю?
Действие третье.
Sigur Rós и кошка.
Кошка: Мээууу, мурмяу…
Sigur Rós: Máninn mænir….
Кошка: мууррр, мурмяаау…
Sigur Rós: á myrkur far þú frá….
«Takk....» самый светлый альбом из всех, что мне приходилось слышать. Светлый, не значит добрый и исключительно позитивный. И если вспомнить предназначение света – он просто помогает видеть. Видеть как хорошее, так и плохое. А «Takk»..., ко всему прочему, помогает понять. За что, в общем-то, и «Спасибо»…
Кажется, что Sigur Rós могут играть на чём угодно, извлекая при этом оригинальные, ни с чем не сравнимые звуки. Свой голос Йонси Биргиссон – вокалист группы, также преподносит как инструмент. Умело манипулируя им, Йонси создаёт неповторимую атмосферу волшебных переживаний и новых ощущений. Музыку Sigur Rós нельзя спутать с ничьей другой, у них есть своё звучание, уже ставшее визитной карточкой группы. Сама удивительная природа Исландии с её ледяными глыбами и горячими гейзерами как будто подсказывает и помогает Sigur Rós услышать что-то новое, чтобы затем поделиться этим с остальными.
Ещё одна особенность группы – Hopelandic. Был бы жив дядюшка Фрейд, он бы непременно разнообразил игру в ассоциации трактовкой текстов Sigur Rós. Так, например, моя любимая на альбоме песня («Sé lest») написана на Hopelandic, придуманном языке. На первый взгляд, языке без перевода, это если слушать с точки зрения разума, а если с точки зрения чувств…то в песне этой поётся о Счастье, о Любви и Красоте.
Весь альбом словно пронизан тончайшими нервными нитями, дотрагиваясь и переплетая которые, талантливые музыканты-пауки вызывают у слушателя бурю эмоций. Здесь есть и мощный накал переживаний («Gong»), и тихое умиротворённое мяуканье («Sæglópur», «Hoppípolla»), и завораживающее хитросплетение особых звуков, под которые вольно представить всё что угодно («Glosoli»). Отрешиться от внешнего мира, с его проблемами, кризисами, недружелюбием и уплыть в тёплый океан иллюзий, побыть наедине со своим Я, наконец – услышать Себя. Понять себя и полюбить.
Если меня спросят «Зачем ты слушаешь Sigur Rós?» я задумчиво наклоню голову, прищурю глаза и таинственно отвечу «Да такк…» |
|
|
| |
| | | |
| |
После крайне скупого, подчас лишённого мелодии, "( )" Sigur Ros подались в другую пост-роковую крайность - в насыщенность и явный симфонизм. "Takk...", сохранив все прежние черты работ исландцев, отличается от них куда большим набором средств. Но обо всём по порядку. Начну с плюсов этого альбома.
Перво-наперво, он более музыкален своего уж в конец эмбиентного предшественника, то есть на нём больше собственно музыки, а не разных звуковых эффектов. Из этого вытекает, что было сочинено гораздо больше мелодий, а мелодия - душа музыки. Кроме того, участники коллектива избрали для развития каждой отдельной мысли новые пути. Чаще всего композиции построены в ключе классического инструментально-эмоционального крещендо, чем отличаются от использовавшейся ранее прогрессивной структуры, где основным принципом была чётко выраженная многочастность. Такова, к примеру, мощная "Glósóli". Наряду с вышеописанным, есть и более "классические" для группы "Sé Lest", "Sæglópur" и "Mílanó", выделяющиеся своим размером. С обогащением музыкальной палитры вернулось и вокальное разнообразие. Биргиссон поёт раскрепощённо, так раскрепощённо и свободно он ещё не пел в Sigur Ros. Вокал одновременно с этим стал выше и всё чаще переходит в фирменный крик ("Gong"), который эффектно слушается после спокойных, напоминающих о прошлом альбоме, вокализов. Видимо, фронтмен "Розы Победы" распелся окончательно, о чём говорит и тот факт, что он меньше прибегает к услугам разного рода примочек, полагаясь на свои собственные возможности в деле придания голосу разных оттенков. Теперь об уже много раз упомянутой не только мной полифонии. Сдержанность полотен прошлых лет ушла, теперь музыка Sigur Ros - это сочетание обычных инструментов и многочисленных сэмплов. Часто можно услышать мощные духовые, играющие нечто светлое, оптимистичное и масштабное. Композиция "Hoppípolla" как раз сочетает в себе и сэмплы, и трогательные клавиши, и сильную духовую концовку. Самый распространённый звук из "естественных", как мне показалось, это очень мило чавкающий шум снегоступов, придающий альбому северный колорит. Также есть звуки ручья, играющие не последнюю роль в концепции.
Кстати, о концепции и атмосфере. Альбом получился явно весенним. Когда слышишь все эти звуки льющейся воды, хлюпанье снегоступов по мокрому снегу, аккорды, рождающие образы пробуждающейся природы, то в голосе создаётся вполне полная и богатая картина весенней жизни. "Takk..." - это именно то музыкальное произведение, которое способно помочь УВИДЕТЬ. Это, пожалуй, его главный плюс.
Напоследок о минусах. Вернее, о минусе, ибо он здесь один. При всех достоинствах, альбом получился более коммерчески ориентированным и, как следствие, менее тонким. Многие моменты получились слишком драйвовыми, слишком потенциально привлекательными для широкого уха. Коммерческий момент присутствует всегда, это глупо отрицать и я не против этого в принципе, однако, для данной группы, играющей в данном направлении - это недостаток. Помимо этого придраться не к чему, так как музыкально-вокальный материал беднее не стал, а по сравнению с "( )" даже стал богаче. Очень красиво. |
|
|
| |
| | | |
| |
|
| |
просмотров: 18411 |
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет