Arts
ENG
Search / Поиск
LOGIN
  register

Концерты
Репортажи
Мой город:  Клубы Организаторы Города
^ Информация ^
+ <- Hellfest 2011-> +

Дата
2011
June
Fri
17

Город
Clisson (Франция)



О чём вы думаете с началом весны? Помимо прочего, наверняка, и о том, что скоро начинается сезон - для кого какой, но для меломана обзательно фестивальный. И, ско-рее всего, фестивали на ум приходят не отечественные, а вполне себе европейские, к которым самое время начинать готовиться. Бытует, правда, мнение, что даже три дня на крупном музыкальном событии под открытым небом не способны доставить люби-телю хорошей музыки настоящего удовольствия - на клубных концертах, мол, и людей меньше, и звук лучше, и шоу группа сделает куда интереснее, чем на "сборной солян-ке". Вот с таким мнением мы и собираемся сегодня поспорить.

Музыкальных фестивалей тяжелой музыки в Европе, прямо скажем, много, все похожи принципиально, но отличаются деталями бытовой организации. Об этом - о кемпинге, еде, мерчандайзинге и жетончиках на душ - написано немало статей, так что музыка на фестивалях уже начинает казаться чем-то второстепенным, всего лишь поводом, чтобы собраться вместе. В действительности, именно фестивальные выступления способны поразить публику кристальным звуком и невероятным шоу, которое вряд ли возможно дать в "Олимпийском", и поэтому на них стоит обращать самое пристальное внимание. Техническое оснащение любого большого мероприятия и огромное количество профессионалов за работой гарантируют зрителю идеальный звук, а открытое пространство позволяет обкатывать спецэффекты вроде огнемётов. Сами же музыканты, если только не выпили перед выступлением литр виски для храбрости, в большинстве своём стараются запомниться публике, завоевать внимание новых поклонников и, между прочим, посоревноваться друг с другом. В общем, если вы способны усваивать много музыки в единицу времени, фестивальные выступления могут стать для вас сочнейшей вырезкой из любимых жанров.

Изучая лайн-апы крупнейших гигов, мы теряемся от обилия имён, но чем больше фес-тивальных сайтов просматриваем, тем яснее становится основной состав групп, кото-рые этим летом поедут в очень активный тур. Обычно, 10-15 имён собираются высту-пить чуть ли не на всех мероприятиях, а ещё столько же - как минимум в половине. В итоге, многие наши металлисты попросту едут на Туску (Tuska в Хельсинки), хотя могли бы придумать для себя что-то куда более интересное. Например, поехать во Францию, которая выдаёт нашим согражданам визы практически с такой же лёгко-стью, как Финляндия. Во Франции, рядом с посёлком Клиссон, ежегодно в середине июня проходит Hellfest - относительно молодой фестиваль, за шесть лет существова-ния показывающий рекордную статистику посещаемости. Мероприятие длится три дня, имеет две основные сцены и несколько дополнительных, очень плотное и инте-ресное расписание и огромный супермаркет недалеко от кемпинга - последнее неверо-ятно полезно для кошелька. Поездка на Hellfest привлекательна ещё и тем, что за во-семь дней путешествия в те края музыкальный турист может убить завидное количе-ство зайцев. Дело в том, что от Клиссона до Десселя, что в соседней Бельгии, суммар-но часа три дороги на скоростных поездах. А в Десселе, ровно через неделю после Hellfest, стартует Graspop - фестиваль ещё большего масштаба, который существует уже двадцать шесть лет. Если собраться на оба эти мероприятия, за небольшой срок можно наполниться концертными впечатлениями на всё лето, а в промежутке между викэндами посмотреть Париж (но лучше - Брюссель).

Лайн-ап Graspop во многом повторяет Hellfest, а потому на бельгийский фестиваль имеет смысл ехать на один день, тот, где играют только новые, не выступавшие во Франции, группы. Дня хватит, чтобы оценить само мероприятие и посмотреть всё, что хочется. Присутствует здесь и экономия - за неделю вы посетите два фестиваля, но потратитесь только на один авиаперелёт, да и однодневный билет на Graspop стоит, конечно же, дешевле полного. Именно такой маршрут - Hellfest-Париж-Брюссель-Graspop - проделал ваш корреспондент в прошлом году, и теперь собирается рассказать, на что была похожа музыка тем июнем.

По моим наблюдениям, лайн-ап фестиваля Hellfest делится на тематические дни, хотя официально об этом не заявляли. В первый день на основных сценах как будто две главные темы: панк и те несколько стилей, которые, знаете, "берут вместе" - вроде группы друг на друга не похожи, но, слушая одну, невозможно не любить другую. Панк - это The Exploited и Игги (Iggy and the Stooges), а "то", другое - это Down, Meshuggah и Morbid Angel. The Exploited всегда отличались качеством своих ве-щей, и это всё сложнее маскировать с годами - со сцены Бьюкен (Wattie Buchan) де-монстрирует традиционную агрессию, но это не похоже на искренний протест, перед нами всё равно Бьюкен-профессионал. Какие бы экстремальные средства самовыра-жения ни выбирал он в жизни, перед публикой невозможно скрыть опыт выступлений длиной в тридцать два года. У The Exploited сильные концерты, но уже слишком гладкие и предсказуемые для панка. Совсем другая история с Игги (Iggy Pop) - не столько протестуя, сколько провоцируя, Игги прекрасно справляется с выбранной ролью и на седьмом десятке. Просто это и не роль, и не маска, и нет другого старичка, на котором бы так органично смотрелись спущенные джинсы. Игги - живее панка, и тем, кто не привык видеть его на сцене, выступление запоминается надолго.

Есть некоторая часть металлистов, которые, глядя на Ансельмо (Philip Hansen Anselmo), всегда будут думать о Pantera. И приходить на концерты Down, даже зная, что Пантеру не сыграют. Приходить, потому что там выступает Фил, парень со-рока трёх лет, свой в доску и в клетчатой рубашке, такой же, какими когда-то были все четверо. В Down образца 2011 года из Пантеры остался он один, они исполняют отменный groove и, в общем-то, не нуждаются в сравнении с другими, будь то Пан-тера или Black Sabbath. Начав играть в своё удовольствие двадцать лет назад, они уставали от этого занятия, начинали снова и снова бросали, совсем, похоже, не забо-тясь о коммерческом успехе. В конце концов, они остановились на том, что играть им нравится больше, чем не играть. Оглядевшись, они увидели толпу фанатов, и, ничуть не смутившись, продолжили получать кайф. Так оно и происходит по сей день - гри-масничает Фил, бородатые дядьки из Down веселятся на сцене, а на поле веселится публика, числом не меньшим, чем могла бы быть на выступлении… эх, а я ведь опять про своё.

Покуда на второй главной сцене Meshuggah извлекает из инструментов чистейший студийный звук, отдающийся немного в живот, в одном из тентов играют франкоя-зычные швейцарцы The Young Gods. Группа эта полностью оправдывает своё скромное название - более двадцати лет они далеко не последние на industrial сцене, и они молоды, как ни крути. Музыканты, вдохновляющие своим творчеством Дэвида Боуи (David Bowie), Девина Таунсенда (Devin Townsend) и Майка Паттона (Mike Patton), на сцене выглядят тощими мальчишками во главе с вокалистом, змеёй изви-вающимся по микрофонной стойке. Впрочем, эта иллюзия неплохо проработана - благодаря дым-машинам над сценой парит неизменный туман, из-за которого разли-чимы только силуэты в чёрном, и только из первых рядов можно разглядеть лица не-молодых участников группы. Но лица и мимика здесь не важны - Франц Трайхлер (Franz Treichler) общается с залом языком жестов, и кажется, что мы слышим именно то, что он показывает. Идея выступления полностью отвечает музыке The Young Gods - звуки, источник которых не обязательно знать и видеть за дымкой, резкий ритмичный вокал, вызывающий ассоциации с речью демонстранта, певец, приникший вплотную к микрофону, внезапная яркая вспышка стробоскопа - фонтмен разворачивается в резком, юношеском кульбите, а динамики разражаются барабанной партией. Soon we will be on our way / Say goodbye to yesterday… Пожалуй, выступление The Young Gods можно назвать самым запомнившимся за первый день Hellfest.

Второй день фестиваля - это никак не увядающая классика в лице Thin Lizzy, UFO и Scorpions, а также настоящий, большой, ничем не омрачённый праздник трешера - одна за другой на главной сцене выступают Municipal Waste, Destruction, Sodom и Kreator. Для тех, кто не знаток тонкостей thrash, выступления большой тройки отли-чаются завидным постоянством качества и формы подачи. Энджелриппер (Tom Angelripper) всё так же невзрачен и помят, но намного серьёзнее, чем в собственном проекте Onkel Tom, Шмир (Marcel Schirmer) монументален за своей микрофонной стойкой с черепом, немецкий итальянец Петроцца (Miland Petrozza) нечеловечески охоч до общения с публикой, на что иной раз тратит добрую четверть концерта. Большая тройка - главное угощение второго дня, а если кто-то решает от него отка-заться, то в качестве альтернативы может послушать Black Label Society, Apocalyptica или 1349. Последние, между прочим, хороши. В тенте RockHard они смотрятся намного лучше, чем если бы выступали на открытой площадке. Настоящему black metal вообще не идут современные сцены с обилием техники и каркасных конструкций, эти элементы отвлекают от музыки, которую лучше всего слушать в ле-су или хотя бы на Hammer Open Air. Тем не менее, у 1349 получается и световое шоу, маскирующее всё лишнее на сцене, и шикарная стена звука, которую сложно воспроизвести в условиях небольших клубов.

Звучание Black Label Society вписывается в стадионный формат с большими поте-рями, становясь неузнаваемым. Чтобы преподнести относительно камерный blues-whiskey-metal многотысячной аудитории, приходится жертвовать целой гам-мой оттенков, и получаются песни универсальные, лёгкие для понимания и распева, но непохожие на то, что мы слушаем на альбомах. Наверное, это чувствует и Закк (Zakk Wylde), который под конец выступления компенсирует простоту формы зубо-дробительным соло. Зубодробительным - не потому, что так принято говорить о хо-роших сольных партиях, просто длится оно настолько долго, что челюсти сводит. Однако, чем длиннее соло, тем более мужественным предстаёт перед нами Закк, ком-пенсируя все стадионные упрощения собственных песен.

Отозваться пренебрежительно о группе UFO невозможно. Хотя бы потому, что их "Doctor, Doctor" играет в качестве вступления на концертах Iron Maiden. Говоря серьёзно, они выступают хорошо для своего возраста, но плохо для UFO. Для тех фа-натов, которые слушают группу с младенчества или помнят их молодыми, нынешние концерты UFO связаны с болезненным осознанием - ничто не вечно, и приносят только горечь. Тех же, кто группой не увлекался, эти выступления заинтересовать уже не смогут. Но есть в "старой гвардии" коллективы, к которым вышесказанное отно-сится в меньшей степени - в случае со Scorpions живительной силой обладает огром-ная народная любовь.

Перед началом фестиваля кажется, что такую площадь перед сценами можно занять разве что войсками, но ночью второго дня на триумфальном выступлении Scorpions эта территория оказывается заполнена людьми до самого горизонта. Вы подозревали когда-нибудь, сколько в Европе поклонников у этой родной для нас немецкой груп-пы? Если вы, как и я, считали, что они больше всего нужны ностальгирующим рус-ским, вы ошибались вопиюще и жестоко - Scorpions в Европе знает последний блек-металлист, и нежно любит. Впрочем, есть за что - их двухчасовой сет на Hellfest оказывается не менее притягательным, чем выступление Judas Priest, и для этого не требуется даже мотоцикл на сцене, старые хиты держат аудиторию лучше любых спецэффектов. Сами музыканты, как и прочие их ровесники и коллеги по сцене, на-ходятся в отличной форме, но незабываемый эффект от концерта в основном создаёт именно публика, хор из нескольких десятков тысяч голосов, закрывающий второй день Hellfest под аккомпанемент разноцветных салютов.

В завершающий день Hellfest предлагает всего понемногу - pagan от московской Арконы, progressive от Orphaned Land, doom от Anathema, сепультуру от Cavalera Conspiracy, Mr. Big, особенно примечательных неподражаемым басистом Билли Шиханом (Billy Sheehan), Black Dahlia Murder, Korpiklaani, Dark Tranquillity, Electric Wizard, Cradle Of Filth, Therion и великих в лице Doro, Judas Priest и Ozzy Osbourne.

Аркона выступает в тенте Rock Hard в два часа дня, что, в общем, довольно рано для многих веселящихся заполночь. Однако, к моменту выхода музыкантов во главе с Машей Scream, танцпол практически забит зрителями, скандирующими название группы с ударением на последний слог. Единственным преимуществом тента является то, что зрители могут хорошо видеть самих музыкантов, а Маша с Лазарем - в полной мере общаться с залом. В остальном, группе явно тесно в рамках крытой сцены, на-строить на свою волну они смогли бы и стадион. Минут через десять после начала концерта французы уже водят хороводы, а подпевать они начали и вовсе с первой песни. И становится понятно, что многие из них - в полной мере поклонники Арконы, отлично знакомые с альбомами группы. Не знаю, как вам, а мне это доставляет немало радости.

Orphaned Land - одни из тех, кто по-настоящему органично выступает при дневном свете. Имидж тяжёлой музыки, так или иначе, связан с темнотой, но для проповедника в белом саване, как две капли воды похожего на самого известного человека в ис-тории, солнечные лучи - как дар божий. В своём костюме вокалист замечательно контрастирует с остальными музыкантами, строящими весёлые гримасы и одетыми в обыкновенные чёрные джинсы.

Judas Priest – одни из тех легенд, которые живут прекрасно даже сами по себе. Гро-могласная поддержка огромной аудитории не создаёт выступление, как в случае со Scorpions, а только дополняет его. Декорации, костюмы, дым-машины и мотоцикл - богатое шоу очень к лицу состоявшимся музыкантам. Этим летом они впервые за со-рок лет предстают перед публикой без Кеннета Даунинга (Kenneth Downing), гита-риста и автора музыки Judas Priest, посвятившего группе всю свою жизнь; посети-тели Hellfest становятся свидетелями исторического события. Место Даунинга на концертах занимает неожиданно молодой гитарист, Ричи Фолкнер (Richie Faulkner), входящий в группу дочери Харриса (Steve Harris), Лорин. Впрочем, на звучании группы замена не отражается никак, гитарные партии вполне соответствуют оригина-лу, да и внимание на себя Фолкнер не перетягивает - и Типтон (Glenn Tipton), и Хилл (Ian Hill) находятся в отличной форме и безостановочно перемещаются по сцене бе-гом. Не мельтешит только Хэлфорд, но его фирменные позы и подразумевают неко-торую размеренность.

Оззи (Ozzy Osbourne), как известно, ведёт максимально активную музыкальную деятельность, настолько, насколько в принципе может. Но иногда у него получается так, что планы превышают возможности, и окружающие подшучивают - скоро к обя-зательным медсестре и врачу в бэкстейдж будет ездить дежурный патологоанатом. Судя по выступлению Оззи на закрытии Hellfest, этот специалист ему пока не требу-ется, и хотя полуторачасовой сет даётся легендарному вокалисту с трудом, песни его, по крайней мере, звучат хорошо, потому что изначально подразумевают надломлен-ный голос. Другое дело, что на текущую неделю концертов у Оззи назначено два, второй - в Бельгии, на Graspop, куда я и направляюсь из Клиссона. Рассчитывая по-смотреть на него именно там, я практически не слушаю нынешнее выступление, что-бы не перемешивать впечатления от нескольких хедлайнеров. Как оказывается в по-следствии, на Бельгию я рассчитываю зря - отговорившись простудой, Оззи не вы-держал два таких мощных события подряд, и до Graspop в итоге не доехал.

Для меня закрытием фестиваля служит концерт Electric Wizard, окутанный клубами конопляного дыма. Запах травы, вообще, встречается на фестивалях чаще некуда - если к обычным сигаретам в Европе воспитали стойкую неприязнь, то против само-круток - табачных и не очень - пропаганды не велось, так что их популярность только растёт. Выступления некоторых групп и вовсе превращаются для публики в коллек-тивную медитацию. Подходя к Terrorizer Tent, знакомый запах я чувствую издалека, и то ли дело в дожде, то ли в самой музыке в стиле stoner-doom, как нельзя более подходящей под настроение этим вечером, но тент переполнен, и половина публики курит снаружи. Без шанса увидеть музыкантов, я пристраиваюсь возле дерева на за-дворках сооружения (огромного, надо сказать, тысячи на полторы человек) и, вдыхая ароматы, краем глаза наблюдаю видеоинсталляцию, единственное, что видно на сце-не. Там, под незабываемый мотив Funeralopolis, показывают что-то похожее на пор-но двадцатых годов, публика мерно покачивается многосотенной волной, и всё это складывается в тот самый идеальный момент, будто взятый из "эпохи фестивалей" США, после которого уже не жалко уезжать - фестиваль был настоящий и он состо-ялся.


Текст: Katerina Morgan





*Apocalyptica*


Apocalyptica


Apocalyptica


Apocalyptica


Apocalyptica






*1349*


1349


1349


1349






*Arkona*


Arkona


Arkona






*Cavalera Conspiracy*


Cavalera Conspiracy


Cavalera Conspiracy






*Destruction*


Destruction


Destruction






*Doro*


Doro


Doro


Doro






*Cradle of Filth*


Cradle of Filth


Cradle of Filth


Cradle of Filth


Cradle of Filth


Cradle of Filth






*Mr. Big*


Mr. Big


Mr. Big


Mr. Big


Mr. Big


Mr. Big


Mr. Big






*Orphaned Land*


Orphaned Land


Orphaned Land


Orphaned Land


Orphaned Land






*The Exploited*


The Exploited






*The Young Gods*


The Young Gods


The Young Gods






*UFO*


UFO


UFO






*На фестивале HellFest *


На фестивале HellFest


На фестивале HellFest


На фестивале HellFest


На фестивале HellFest


На фестивале HellFest


На фестивале HellFest


На фестивале HellFest


На фестивале HellFest


На фестивале HellFest


На фестивале HellFest


На фестивале HellFest


На фестивале HellFest


На фестивале HellFest


На фестивале HellFest




КомментарииСкрыть/показать

Сообщений нет



Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).


/\\Вверх
Рейтинг@Mail.ru

1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.   Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом