|
Откуда: | Кемерово->Подмосковье |
| |
|
Last login: 25 сентября 2024, 09:30
|
|
|
|
|
|
| Думаю не окажусь далеко от истины, предполагая что из всех метал-певиц Аннеке ван Гирсберген – одна из самых уважаемых и любимых слушателями. Её волшебный голос не меркнет с годами, а благодаря разнообразию творчества, мастерской игре и удачному выбору музыкантов для сотрудничества едва ли не каждый раз воспринимается внезапным откровением. Интеллигентный солнечный имидж, вдобавок к множеству музыкальных достоинств, делает отношение поклонников к артистке ещё более тёплым. Так что провал первого альбома новой группы этой дамы VUUR ощущается особенно неожиданной и обидной подставой.
А это самый настоящий провал – не на уровне «ничего особенного», а до степени «что ж так плохо-то?» Музыка заявлена как прог-метал и действительно демонстрирует некоторые проговые приёмы композиции. И исполнено-то всё здорово, и звук с низко настроенными гитарами и вибрирующим басом актуальный, однако, увы, музыканты слепили из банальных риффов и гармоний скучные и безликие композиции, которые не вспомнить даже после нескольких прослушиваний. И даже не из-за того, что они одинаковые – скорее, одинаково никакие. Колоссальную роль голоса ван Гирсберген, талант которой вытягивает альбом на хоть сколько-нибудь приемлемый уровень, подчёркивает концовка «Rotterdam»: Аннеке поёт практически ту же тему, что играет гитара, но звучит в миллион раз трогательнее и эмоциональнее. Хотя и здесь не всё радужно: на мой взгляд, такой музыке с таким звуком голос Аннеке абсолютно не идёт. В «The Fire» её партия парит над звуковым пейзажем и создаёт классную сюрреалистическую картину, но в большинстве песен сочетание вокала с музыкой в лучшем случае озадачивает – и не в хорошем (прогрессивном, если позволите) смысле. Нельзя, конечно, сказать, что весь материал совсем плох – мне, например, кроме только что упомянутой «The Fire – San Francisco», понравилась «Days Go By – London», да и во многих песнях есть приятные эпизоды, но вообще, с точки зрения композиции, альбом откровенно слаб.
В словах помимо символических ассоциаций с городами пульсирует тема свободы – не то что настойчиво, а даже навязчиво: фраза «In this moment we are free» повторяется за альбом раз пятнадцать, а если запикать слово free как таковое, то любой рэпер снимет кепку! Кстати, по поводу свободы: в одном из недавних интервью Аннеке (да, я знаю, что в группе много других музыкантов, но, извините, без имени вокалистки этот альбом вообще никого бы не заинтересовал), отвечая на вопрос «А что для тебя вообще значит свобода?», призналась, что в тихой Голландии люди несвободны из-за необходимости ориентироваться на чужое мнение слишком во многих вопросах. Так вот не покидает ощущение, что именно от оглядки на каноны этот альбом пострадал, и вместо того, чтобы написать хороших песен, решили музыканты сделать «классный прогрессив-метал». Отсюда такая безыдейность. А ещё «vuur» - это по-нидерландски «огонь», тот, который ещё и страсть, и драйв. Таковых в записи тоже не ощущается. Итого – одно из главных разочарований 2017 года и, возможно, худший альбом в карьере Аннеке.
|
| |
|
|
|
| Самый главный вопрос о безымянном альбоме Satyricon – «чего здесь не хватает?». Вроде бы всё достойно: и риффы при всей своей несложности довольно приятны, и настроение на альбоме ощущается, и направление в развитии музыки отчётливое (медленные песни первой половины, погрузив в атмосферу сонливого туманного леса, после просветления в виде «Phoenix» взрываются на «Walker upon the Wind», но скорость и злоба быстро угасают, словно огр вновь скрывается в пещере). И однообразным его не назвать, и эволюция в виде той же «Phoenix» и «Infinity of Time and Space» не просто уместна, а вообще идеально вписывается. Наконец, альбом и по форме просто не похож на то, что Сатир записывал раньше: мягкий звук идеально подошёл бы мелодичному Doom metal. Хотя первые несколько песен и есть самый настоящий дум с блэковым налётом. И всё же есть в музыке какая-то… слабина. Чего-то не хватает, чтобы из неплохого материала выросли реально мощные песни: то ли аранжировка слишком скупая, то ли Сатир поёт без драйва, то ли что-то ещё, неуловимое. Может быть, надо было смелее экспериментировать – убрать дисторшн и замедлить Фроста ещё раза в три в паре песен, например.
Но в целом нормально, даже хорошо. Наверное, не просто так Satyricon часто обвиняют в какой-то трендовости и продажности. Но лично я, слушая их альбомы нулевых, всё никак не мог понять – неужели на такую, мягко говоря, противоречивую музыку так велик спрос? «Безымянный» – шаг вперёд после абсолютно безликого «The Age of Nero» и просто слабого «Now, Diabolical»: небезнадёжный, своеобразный. Слушать можно, но слишком уж много оговорок.
|
| |
|
|
|
| «The Holographic Principle» - это стопроцентное, до стереотипа, соответствие ожиданиям. Похоже, эволюция Epica, фактически завершившаяся на «Design Your Universe», вновь уже не начнётся, и нас в дальнейшем ждёт эксплуатация уже отшлифованного простого принципа – «сделать круто». Довольно бодрая метал-основа, масштабные оркестровые аранжировки и хоры самой максимальнейшей помпезности, заигрывание с более сложными и (или) экстремальными стилями и традиционный дуэт вокалистов – и всего побольше, побольше! К сожалению, «крутые» песни совершенно не обязательно являются просто хорошей музыкой, так же как и искусственное их усложнение-растягивание за счёт множества проигрышей, не связанных с основной частью композиции ни мелодически, ни эмоционально - это не прогрессивность, а отсутствие чувства меры. Хотя, что уж тут, по меркам группы альбом едва ли не мимолётен – всего-навсего 72 минуты. Как будут наши герои посещать Москву вновь, надо будет забыть их на экскурсии в зиккурат вождя пролетариата и вытащить только тогда, когда обаятельный секстет уяснит наконец принцип «лучше меньше, да лучше».
Ну, ладно язвить. «The Holographic Principle» оказался намного удачнее пары своих предшественников – ничего не поменяв в концепции своей музыки, голландцы сотворили больше красивых и броских мелодий, аранжировки вновь звучат в должной степени выразительно, а пение Симон ожило эмоциями. И, наверное, самое главное – почти в каждой песне ощущаются внятное направление и логика композиции, которым подчиняется всё. Эта особенность свойственна лучшим альбомам Epica (2007 и 2009 годов), и вот она появилась вновь. Группа может похвастаться отличными новыми номерами: зажигательной «Beyond the Matrix», мрачной «Ascension», красивой «Once Upon a Nightmare», мощной «Universal Death Squad». Кстати, о последней – прекрасная находка! Музыке команды свойственна некоторая механичность, так что песня про восстание машин (можно, конечно, интерпретировать и как критику зависимости общества от виртуальности, но, боюсь, я таким образом копну глубже, чем закопали авторы песни) звучит в высшей степени убедительно. Некоторые вещи, правда, оказались-таки загублены тягой к «крутизне», больше всех пострадала «Dancing in a Hurricane» - быть бы ей одной из лучших композиций группы, если бы не вставка после первого припева, словно выданная генератором случайных песен. И, конечно, сочиняя такую музыку, как представленная на «The Holographic Principle», неплохо бы иметь грандиозную фантазию, с чем объективно проблемы – мелодии местами напоминают «Consign to Oblivion», местами – Dimmu Borgir, местами – что-то ещё, столь банальное, что не вызывает никаких предметных ассоциаций. Эту бедовую вторичность не скрыть ни торжественностью, ни дорогущим изданием, ни акустическими аранжировками с бонусного диска (и вообще The Gentle Storm ту же самую идею воплотили и более полноценно, и более изящно), и именно этот фактор не даёт Epica получать высшие оценки. Но в целом – неплохо, пусть и не так здорово, как бывало.
Да, и пару слов о тематике альбома. Марк Янсен с большим удовольствием беседует о той самой современной концепции, названием которой озаглавлен альбом, но теоретической физики в стихах не ждите: голографический принцип на альбоме используется для обсуждения темы непознаваемости и иллюзорности реальности. И гораздо сильнее сквозь весь альбом чувствуется другой посыл – призыв верить в себя, ценить себя и искать простые ответы на вселенские вопросы. На мой взгляд, музыке Epica это подходит гораздо больше.
|
| |
|
|
|
| «Пусть он немного наивен и в чём-то простой…» - корявенько стелют Catharsis солому в песне «Наш рок» - вроде бы с гордостью, но на самом деле опуская планку, по которой о них следует судить, слушая данный альбом. А ведь когда-то эти парни имели репутацию, пожалуй, самой перспективной команды металл-мэйнстрима России! Увы, «Светлый альбомъ» после долгого перерыва показал, что группа сильно сдала, а «Indigo» вообще рискует оказаться крестом на творчестве «Катаров».
"Интро" – монолог девочки борзым тоном под инструментал в стиле хоррор-хэви – рождает ощущение, что от хэппи-пауэра Catharsis решили отказаться в пользу более мрачной музыки, может быть, даже в духе раннего творчества; однако очень быстро выясняется, что никакой связи с остальными композициями вступление не имеет ни тематически, не музыкально. Пауэра, впрочем, здесь действительно немного; песни скорее заставляют предположить, что группа направилась в сторону радиоформатного поп-рока: и мелодии достаточно гладенькие, и ритм-гитара по тяжести едва превосходит группу «Звери». Однако музыку подгоняет молотящая ритм-секция, а у Жилякова до сих пор «сотня солнц в глазах, и гордо реет стяг!». К вокалу Олега у меня вообще огромные претензии: с тембром ничего не поделаешь, но нельзя, ну никак нельзя одинаково исполнять «Оставь наше небо», «Спарту» и «Острова во сне»! Не выше критики и работа композиторов («Индиго» в основном сочинял Олег Мишин), написавших скучный и безыдейный даже по собственным меркам альбом; какие-то надежды подают разве что милая баллада «Острова во сне» да «Дитя штормов», но обе просто вопиют о более красивом голосе и лиричном исполнении. Интересных сольных партий нет, классных текстов тоже не ищите: здесь стандартные образы, банальные рифмы («сердца – небеса», «нежность – безбрежность») и просто кривая отстойность – ничего с «Индиго» петь не хочется, как бы ни пытались музыканты вставлять хоровые фрагменты в «Наш рок». Жаль! Catharsis никогда не претендовали на какие-то первооткрытия и уникальность, но было время, когда они могли выдать на альбоме несколько хитов – иначе говоря, мощных ярких песен с цепкими мелодиями, сильным вокалом и достойными стихами. Такие «Катары» вполне заслуженно собрали армию поклонников. А нынешние горазды только брать у них деньги на краудфандинг, ничем не награждая взамен.
|
| |
|
|
|
| Я возлагал немалые надежды на новый альбом Opera IX, гадая, что за зелье сварит эта древняя по меркам блэка команда - тот же отвар, что на «Anphisbena» придавал силы и отвагу в бою? Нечто замшело-могучее, позволяющее пронзить время и бросить взгляд на старинные манускрипты? А может, в Пьемонт завезли новый рецепт, и нам предстоит что-то совсем неизведанное? За восемь лет имя, некогда почти не уступавшее Emperor и Anorexia Nervosa в частоте рекомендаций новичкам «из мелодичного», оказалось подзабыто, но разве талантливой музыке долго сбросить пыльный саван? И вот колокола и струнные, шёпот и заклинания с первых же секунд пролога открывают ворота в средневековый замок, жуткий, но притягательный, даря опасный пропуск точно в тот зал, где творятся ведьмовские ритуалы…
А час спустя выясняется, что итальянцам, кроме почти осязаемой атмосферы, абсолютно нечего предложить. Столь нудную и утомительную музыку непросто найти даже на худших дисках блэкеров-экстремальщиков, кредо которых – «лишь бы побыстрее». Удивительно однообразные гармонии, элементарнейшие клавишные партии, безликие блэк-дэтовые риффы и прямо-таки рекордно невыразительный скриминг (синьор M. превзошёл сам себя) кочуют из песни в песню почти без изменений. Да, средний (порой даже медленный) темп время от времени прерывается быстрыми (порой даже под бластбит) фрагментами, только эти моменты никак не обусловлены развитием композиции и не вызывают никаких эмоций. Хотя бы небольшие изменения Opera IX решают внести, вставив партии народных инструментов, не ранее чем за полторы минуты до конца… последней песни. А все остальные можно нарезать на части и слепить в любом порядке – никто не заметит подмены. Да ещё и сведение альбома паршивое: в уши лезут эти однопальцевые синтезаторы и жиденькие барабаны, гитары еле слышно, зато унылый вокал на переднем плане. Честно говоря, «Call of the Wood» 1995 года не только музыкально на голову превосходил это барахло, но и звучал гораздо интереснее. «Earth And Fire» и «Ecate», впрочем, дают понять, что могло быть хуже – M. мог бы пытаться петь чисто или испускать хардкоровые вопли (востребованность этого персонажа на итальянской тяжёлой сцене вообще вызывает у меня великое недоумение). Ситуацию немного выправляют разве что неплохие гитарные соло, но слишком уж их мало. Ладно, чёрт с ней, с музыкой, у нас же вроде как блэк-метал, а значит, неповторимая атмосфера, источающая зло и мрачный пафос. Увы, даже если предположить, что Opera IX принесли музыкальность в жертву ради сотворения духа Тьмы, то получилось у них так себе: ни малейшего развития, нуль динамики в течение альбома, полное отсутствие направления в каждой из песен – единожды ступив в тёмные коридоры, вы бродите по ним кругами, пытаясь развеять густой мрак дрожащим пламенем свечи, и бродите, и бродите… Так и будете бродить, пока диск не кончится – а даже самая непроглядная чернота старого зловещего замка рано или поздно начнёт только раздражать, а не пугать. К сожалению, «Strix» не обладает ни эмоциональностью, что одарила бы тьму лицом, ни романтичной медитативностью, позволившей бы слушателю сполна отдаться этой мгле.
Словом, альбом вышел провальным по всем позициям. Может быть, я что-то недопонял. Может быть, данная пластинка - неудавшийся эксперимент, может быть, сознательный музыкальный дауншифтинг а-ля «Ordo Ad Chao», может, протест, насмешка или вовсе скрытое посвящение давно утраченной эпохе зарождения блэка. Может даже быть, что Opera IX когда-то очень хотели играть именно такую музыку и только ради этого прервали молчание. Но, боюсь, ларчик открывается гораздо проще, и «Strix Maledictae In Aeternum» - всего-навсего невразумительный (не хочу употреблять слово «бездарный») альбом некогда очень самобытной группы.
|
| |
|
|
|
| Я совершенно не согласен с определением этого альбома как technical death metal. «What Should Not Be Unearthed» - это, разумеется, дэт, и ещё какой техничный, о да, но владение инструментами здесь не сродни мышцам культуриста, которыми больше всего восторгается он сам, глядя в зеркало – это снова необходимое для музыки мастерство, а не самоцель. Мудрёных экзерсисов на «Unearthed» так поубавилось, что Карл Сандерс даже употреблял в интервью словечко «антитехничность» - слукавил, конечно, и всё же факт: это самый мясной альбом Nile за всю их карьеру. Сразу после выхода на «Unearthed» посыпались сравнения с «Annihilation of the Wicked», но я скажу больше: такими прямолинейными американские египтологи не были со времён «Amongst the Catacombs of Nephren-Ka»! Оказавшись в эволюционном тупике, Nile явно сделали ставку на доступность музыки: эпичности куда меньше, академичной сверхнавороченности «At The Gates of Sethu» нет – есть оголтелый дэт с жирными гитарами. Многие риффы в контексте творчества группы заслуживают едва ли не определения «примитивные», зато вкупе со слэмовыми замедлениями их на ура воспримут лоботрясы на концерте. Конечно, есть и фирменная «восточная» мелодика, и зубодробительные запилы, а местами даже появляются тягучие мотивы в духе «Ithyphallic», но на этот раз Nile не оставляют место сомнениям в том, что играют брутал-дэт. Звук, о котором каждый альбом ломают столько копий, по-носорожьи грузен и агрессивен, лишь немного потеряв в чистоте: привычный сверхскоростной стрёкот батареи Коллиаса погребён под гитарной массой. Традиционный атмосферный инструментал, короткие эмбиентные вставки и даже скандирование тоже присутствуют, но не более чем в качестве украшений и минуток отдыха.
Получилось ли в итоге у Сандерса и его коллег что-то прорывное или шедевральное? Никоим образом: нововведений достаточно, чтобы не назвать альбом самоплагиатом, но, в общем, нет здесь ничего, чем Nile не прославились более десятилетия назад. Но это не делает альбом плохим, мне, например, очень понравились «Liber Stellae Rubeae», отлично сочетающая традиционно быстрые и техничные партии с качем, «In the Name of Amun» и «To Walk Forth From Flames Unscathed», где больше всего Египта в гитарных мотивах. В целом вполне достойно. Так что слушайте, только не забудьте включить звук погромче и отбросьте ностальгические мечты о шедевре…
|
| |
|
|
|
| Да, не каждый день такое увидишь: главный зал норвежской оперы забит до отказа, зрители сидят и вежливо аплодируют свирепым риффам, демоническим бластбитам и хору в полсотни человек. Жаль только, что музыканты самих Satyricon ради этого шоу не облачились во фраки. Когда после «Now, Diabolical» Сатир приглашает фанатов встать, ощущение сюрреализма слегка рассеивается, но позитива от ожившей цитаты из «50 способов достать металлиста» меньше не становится. Сигурд Вонгравен рекомендует относиться к «Live at the Opera» не как к концертнику, а как к самодостаточному произведению, мол, дух выступления вживую всё равно не передать. Ладно, Сатир, только ответь, ты в курсе, что на дворе 2015 год, а твоя группа выпускает DVD со стереозвуком? Ещё бы кассету продавали – это хоть было бы «тру», а так просто огорчение. Впрочем, качество картинки для устаревшего носителя неплохое, режиссура на уровне, освещение отлично подчёркивает настроение каждой композиции – смотреть приятно. Есть, конечно, и аудиоверсия, но на ней зачем-то вырезали почти всё общение Сатира со зрителями, да ещё и не получится увидеть настоящую звезду концерта – хрупкую певицу с короткими светлыми волосами и на редкость выразительной мимикой. Присмотритесь к первому ряду хора.
Ну да ладно, главное – музыка, и тут всё неожиданно отлично. Это выступление было посвящено презентации альбома «Satyricon», поэтому, признаться, я не ждал чего-то особенно интересного – и был посрамлён! Эксперимент с хором оправдал себя на все сто: угрюмая тягомотина с поздних альбомов преобразилась, обретя нотки торжественности и утончённости, которых так не хватает этим песням; драйвовые блэк-н-ролльные номера хороши в любой аранжировке; ну а «Mother North» в таком качестве и с таким сопровождением – это просто фантасмагория. Практически все песни звучат в новом исполнении богаче оригиналов, но особенно преобразились «Die By My Hand», «Tro Og Kraft» и «The Infinity of Time and Space» - лично я теперь вряд ли буду слушать альбомные версии этих произведений, благо качество звука на «Live At The Opera» достойное. Обычно хор лишь сопровождает музыкантов, но несколько раз эффектно выходит на передний план ради пространного вступления или послесловия к той или иной песне. Конечно, иногда возникают ассоциации с озверевшими Therion, но, честно сказать, это сочетание ни на что не похоже (и здесь особая благодарность за то, что группа не стала играть с оркестром), разве что навевает воспоминания о тех, старых Satyricon, которые именовали себя Medieval Metal. Сатир поёт с несколько меньшим расщеплением, чем на альбомах, что позволяет использовать больше интонаций и делает вокал несколько более живым. В общем, норвежцы приятно поразили, больше того, я не сомневаюсь, что такое исполнение может заинтересовать и фанатов их раннего творчества. Посетовать можно разве что на несколько однообразный сет-лист: конечно, концерт в поддержку нового материала, и исполнен он здорово, но как не помечтать о «Taakeslottet» или «Dominions of Satyricon» с профессиональным хоровым пением? Что ж, видимо, на то они и мечты…
|
| |
|
|
|
| Никаких разухабистых плясовок, партии народных инструментов скрыты где-то в аранжировке, вокал с трудом пробивается сквозь вал тяжёлых гитар - да уж, Аркона удивила и озадачила. Серьёзная девушка Мария Архипова, видимо, решила разорвать собственные каноны и избавиться от назойливого ярлыка «клюквы» радикальным способом - разом убрав на задний план почти все фолк-элементы. Так что с самого первого «ом…», сменяющегося синтезаторным полотном, становится ясно: пришли перемены. Материал явно сочинялся под влиянием блэк- и прог-метала: временами на «Яви» можно услышать отголоски Borknagar и Moonsorrow, Negura Bunget, Enslaved и Nokturnal Mortum (с последними сходство подчёркивается участием скрипача Alafern’a). В итоге получился самый тяжёлый, мрачный и навороченный альбом Арконы с массой нетипичных для группы приёмов и заимствований, постоянными сменами темпов, ритмов и стилей прямо по ходу песни. Даже коронного пения в народной манере мало; Маша пробует и эстрадный вокал, который к месту скорее в альтернативном роке, и ядовитое шипение («В объятьях крамолы» - сила!), и бешеный шрай, но вообще основной стиль исполнения на альбоме – надрывный стон или истерический вопль. Хоть певица и переигрывает привычно с интонациями, сочетание сильно усложнённой (настолько, что большинство песен можно описать как Progressive Pagan) музыки и вокального разнообразия производит мощное впечатление. Нет, конечно, народных инструментов и фирменных арконовских риффов тоже много, и они хороши, но на этот раз второстепенны и ощущения «лаптей» не вызывают; на старых альбомах инородным не был бы разве что «Город Снов» с очаровательными песнопениями на украинском.
Тематика альбома непривычно злободневная – Явь, наш мир, так что никаких «ой-люли-люли», зато не удивляйтесь посвящению Сербии, зловещему плачу (да-да) о заброшенных деревнях и песне о взаимоотношениях с мамой детей-аутистов (с риффами а-ля Emperor). Даже «Ведьму», на мой взгляд, стоит воспринимать иносказательно, а не как сказочку на знакомую тему. Кстати, раз уж я заговорил о тематике, нельзя обойти и традиционный минус альбома - написание стихов с «русско-народной» стилизацией требует очень тонкого чувства слова, иначе легко переборщить с высокопарностью. Вот этим, к сожалению, снова страдает лирика Марии, например, «Чадо Индиго» вообще звучит, как стёб. Впрочем, из-за смещения акцента на инструментал стихотворческие огрехи не так заметны.
Конечно, такой пересмотр музыкальных принципов слушатели группы оценили неоднозначно, а уж те иностранцы, которым подавай ушанки и «Стенки на стенку», не преминули пожаловаться: мол, уникальность группы исчезла, почему так сложно, верните дуделки, Аркона умерла. Я же считаю, что «Явь» намного превосходит все альбомы, что Маша сотоварищи записывали раньше: куда серьёзнее музыка, самые интересные стихи, превосходный звук, и, слава всем высшим силам, никаких «Ярил». Отдельный салют за творческую смелость: так легко потакать сложившейся аудитории и стать очередными Eluveitie, из раза в раз выпускающими одно и то же (только хуже), и куда сложнее, как Мария, развиваться и писать музыку, которую многие твои поклонники наверняка не оценят. Очень надеюсь, что контракт с Napalm Records не помешает нашим соотечественникам развивать идеи этого глубокого и сильного альбома и расти дальше.
|
| |
|
|
|
| Самое смешное, что это вполне приличный и интересный сингл. В качестве его основы записана полюбившаяся многим забойная «Victim of Ritual» со стилизацией под самое известное произведение Равеля в начале, резким жёстким припевом и звонким, сочным вокалом Тарьи. На удивление интересна и демо-версия композиции: смягчённые гитары и драм-машина делают звучание песни совсем поп-роковым, и песне оно очень идёт (в отличие от несколько неловкого дж-дж-дж в финальной версии). «I Walk Alone» и «Underneath» - с концертов в Аргентине, спеты неплохо и впоследствии перекочуют на очередной тарьин Blu-Ray «Luna Park Ride». К сожалению, песни средненькие, так что сильно высокой оценки синглу не видать.
Но, конечно, не демо-версию «Victim of Ritual» и не две заурядных записи с концертов будут вспоминать фанаты, думая об этом релизе, а Кабули с открытым ртом и облитым зелёнкой лицом, глядящей в душу с обложки. Боже мой, Тарья, ЧЕМ ты думала? Как так?! Она же не отстирывается! Одно из двух - или во время записи альбома царило совершенно невозможное веселье, которым финно-аргентинская исполнительница не могла с нами не поделиться, или ТТ вдохновлялась какими-то редкостно забористыми средствами. Короче, нелепейшая обложка этого достойного релиза послужит отличным средством борьбы с осенним унынием.
|
| |
|
|
|
| Этот релиз должен был доказать, что холодно принятый «Requiem for the Indifferent» - лишь досадная оплошность группы, заявлявшей права на статус чуть ли не лидеров симфо-металла. Основания для высоких ожиданий давал отличный концертник «The Classical Conspiracy», а новый обещал стать ещё круче: богаче опыт игры вживую (в буклете скромно указаны 736 шоу), больше хороших песен в репертуаре (прибавился удачный «Design Your Universe»), особый сет-лист, ожидаемые гости... Совсем обнадёжили рассказы фанатов, в один голос хваливших Epica за шикарный вечер – ну как такое пропустить?
Действительность оказалась более зла. Хотя в старании голландцам не откажешь – под прекрасным оформлением скрыто выступление, в самом деле достойное юбилейного шоу: трёхчасовая программа сыграна и спета с таким драйвом и такой энергией, что поневоле проникаешься задором исполнителей, а зал и вовсе в экстазе. Для такого длинного концерта у Epica объективно не хватает ярких произведений и особенно музыкального разнообразия, но этот минус удачно замаскирован включением классики, оркестровых номеров и специально сочинённой для «Retrospect» одноимённой композицией, так что даже нудноватые песни вроде «Serenade of Self-Destruction» (она на диске-то не очень, что говорить о концерте) и проходняк типа «Blank Infinity» не вызывают желания их перемотать. Два дуэта с Симон спела старшая подруга Флор Янсен, в определённые моменты к группе присоединяются старые участники, воздушные гимнасты, пылающий огонь – всё, как положено. Но, к сожалению, есть на «Retrospect» ряд принципиальных минусов, не дающих насладиться выступлением в полной мере. Во-первых, этот чёртов свет! То, что чуть ли не треть видео занимают пятисекундные планы, на которых совершенно ничего не видно, так как в камеру лупит прожектор, ещё можно стерпеть; но во время быстрых фрагментов яркий свет начинает мигать с такой скоростью, что концерт становится физически трудно смотреть. Epica известны агрессивными световыми шоу в стиле «эпилептик, выходи», но надо же знать меру! Второе – вокал. Да, да, я знаю, что Симон пела концерт беременной, что она никогда не славилась живыми выступлениями и что «Ретроспектива» очень длинная. Но почему бы не переписать в студии пост-фактум хотя бы те песни, которые вышли совсем плохо, например, «Martyr of the Free Word»? Ну а гроулинга противнее, чем у Марка Янсена, я в жизни не слышал. И, наконец, звук – он не то чтобы совсем плох, но не выше посредственного: мужской хор слышно так себе, инструменты не совсем разборчивы, барабанам не хватает мощи. А ведь «Classical Conspiracy», записанный с теми же самыми хором и оркестром, звучал так чисто и живо…
Бонусная часть незатейлива – интервью со всеми участниками группы, включая бывших, да немного закулисных планов. Хотелось бы большего, особенно учитывая, что релиз, прямо скажем, недешёвый. В целом остаётся впечатление, что «Retrospect» выпустили второпях – я не сомневаюсь, что это был отличный концерт, но целая куча серьёзных недостатков в технической части не позволяет ему раскрыться на видео. Очень жаль, но, надеюсь, у Epica впереди ещё много запоминающихся выступлений, которые будут записаны с должным качеством.
|
| |
|
|
|
| If These Trees Could Talk круты - играя в таком клишированном и даже ограниченном стиле, как тремоло-ориентированный инструментальный пост-рок, они умудряются быть узнаваемыми и интересными. Вот и «Red Forest» вроде как и не представляет чего-то сверхъестественного, чем нас ещё не порадовали группы вроде Russian Circles, God Is An Astronaut или Mooncake, но свежо, с наслаждением слушается и (вот уж чудо для пост-рока) хорошо запоминается. Звучание группы прекрасно сочетает динамичность и мечтательность, хотя на этом альбоме второй явно больше; гулкие ударные подчёркивают дух отчуждения, а три гитары непрестанно рисуют и переговариваются, не давая развиться обычной болезни подобной музыки – превращению в аморфную атмосферную жижу – и напоминая, что «Деревья» - это именно инструментальный рок, а не эмбиент на электрогитарах. Разнообразие композиции и настроений выгодно отличает квинтет из Акрона от легионов схожих команд; «рыжий лес» несколько более сдержан, чем его эмоциональный предшественник, а местами проступают прямо-таки сахарные мелодии, но рядом и мощная «Barren Lands of the Modern Dinosaur», и драматичная заглавная песня, и исполненная лёгкой иронии финальная. Во многих произведениях бушует оптимизм, и все они украшены замечательными певучими гитарными партиями. Конечно, оригинальных находок альбому не хватает, но известные идеи развиты талантливо и со вкусом, что позволяет назвать If These Trees Could Talk едва ли не самыми одарёнными пост-рокерами второго эшелона.
|
| |
|
|
|
| Забавное свойство «Paragon of Dissonance» в том, что он, на первый взгляд, нетипичен для творчества Esoteric, но в то же время соответствует вектору развития команды едва ли не с 1999 года. Необычно применять к альбому этих ребят эпитеты вроде «романтичный» и «мелодичный», но корифеи экспериментального дума на этой работе использовали такую массу фишек менее жёстких стилей, что по меркам Esoteric альбом вышел очень лёгким и доступным. Металл-основа на этот раз представлена скорее death-doom, чем funeral doom, местами музыка откровенно драйвовая, а иногда бессовестно зажигательная! Взрывов дэт-психопатии не найти днём с огнём, ультратяжёлых риффов минимум, прижимающий к стенам дроун окончательно оставлен на той стороне – видимо, так сказался уход третьего гитариста. Зато получите массу красивейших соло, исполненных самых разных эмоций (совсем не обязательно негативных!), разнообразие рисунков барабанов, фортепианные аранжировки и долгие проигрыши то в духе современного пост-рока, то в духе старого психоделического. Не пугайтесь, конечно, фирменные приёмы Esoteric тоже применяют: композиции сложны и непредсказуемы, но развиваются отчётливо и внятно, темп местами падает едва ли не до нуля, невменяемый рык Грега Чендлера то и дело прерывается скримом, время от времени всё звуковое полотно покрывает зловещий шум, но вообще элементы экстремального металла акцентированы гораздо меньше, да и идей в них не так много, как будто авторы черпали вдохновение в новых источниках и хотели выразить себя совершенно иначе.
Конечно, всё это абсолютно в духе вечного творческого поиска, да и поздно уже ждать от Esoteric новых «Pernicious Enigma», но решение, положа руку на сердце, противоречивое. Лично на меня такого впечатления, как более ранние работы, «Paragon of Dissonance» не произвёл, ведь Esoteric слушают не только ради красоты и оригинальности их музыки как таковой, но и в качестве музыкального экстрима, встречи с непознанным и внемировым – а этот альбом, хоть и печален и мрачен, на удивление земной. Да ещё и наличие такой скукоты, как «Loss of Will», где все семь минут ничего не происходит, портит впечатление. Но, хоть уровень классических работ группы «Paragon» и не по плечу, это всё равно красивый, монументальный, талантливый, самобытный и очень интересный doom.
|
| |
|
|
|
| Если вы думали, что седьмой альбом Summoning, как обычно, предложит вам атмосферные, даже гипнотические, песни о Средиземье, выстроенные на двух-трёх риффах, то… конечно же, не ошиблись. Оригинальности и новаторству славный австрийский дуэт предпочитает верность традициям и собственным канонам – начиная от обложки и заканчивая нарочито старомодными синтезированными духовыми и ударными. Каждый их новый диск – лишь немного иной взгляд на давно обретшие стройность принципы, так что если вы слушали тот же «Oath Bound», то без проблем угадаете, что вас ждёт на «Old Mornings Dawn». Ну, разве что звук немного чище, настроение ещё более задумчиво, от блэк-метала ещё дальше. Немногочисленные музыкальные новинки подаются очень деликатно: то струнное вступление к «Caradhras», то пара строф на эльфийском… особенно броских песен не найти (что неудивительно, ведь по сути «Old Mornings Dawn» - уже настоящий эмбиент), но пару прослушиваний спустя большинство композиций хорошо ложатся в память. Из общего созерцательного и расслабленного духа альбома выбиваются только гитарно-ориентированная «Flammifer» и горделивая заглавная композиция, но и они несут лишь тень той агрессии, что гремела в более раннем творчестве группы. А в остальных снова брожение по тенистому лесу и туманным горам. Красиво, уютно и атмосферно, слушается легко и с удовольствием (да ещё и однообразие ловко скрадывается), но, если честно, вторая половина «Old Mornings Dawn» немного скучновата и бесформенна, а так хочется, чтобы это сонное царство разорвала та Rotten Horse on the Deadly Ground…
В целом альбом оставляет приятное, тёплое ощущение искренности и необъяснимое чувство касания пера мастера. Как раз в 2013 году сразу две группы выпустили довольно удачные копии Summoning (я говорю о Caladan Brood и Emyn Muil), но трону Силениуса и Протектора они всё-таки пока не угрожают - нет там того вкуса и изящества, что пришли к австрийцам с опытом. Конечно, немного жаль, что, дождавшись наконец нового творения австрийских классиков, чувствуешь только лёгкую ностальгию и удовлетворение от оправданных ожиданий. Но вы же не ходите на прогулку в ваш любимый парк за сюрпризами и остротой ощущений?
|
| |
|
|
|
| Вопреки распространённому мнению, у Тарьи Турунен не так уж и много оголтелых поклонников, которые принимают любое её произведение с восторгом. Неравнодушных, которые пристально следят за творчеством харизматичной финки – да, по-прежнему много, но большинство уже переболели фанатизмом и теперь именно что следят, а не ждут с трепетом в груди. Больше всего, надо признать, этой метаморфозе поспособствовал не океан оскорблений и насмешек от агрессивных недоброжелателей, а сама певица неудачными первыми альбомами – толстокожести фанатов ТТ позавидует анкилозавр, но провал за провалом любимого артиста всё равно деморализует. Зато к 2013 году нездоровый ажиотаж вокруг личности Тарьи Турунен окончательно ушёл в прошлое, некогда супернакалённый холивар «Тарья против Nightwish» наконец-то исчерпал себя, и новый альбом в кои-то веки ожидался просто как музыка, а не попытка что-то кому-то доказать. Сама исполнительница тем временем разъезжала по турам, завела ребёнка, фотографировалась в ужасных сессиях, набивала татуировки - в общем, жила и работала в своё удовольствие, не обращая особого внимания на окружавший её фигуру негатив. А если творческий человек работает в удовольствие, за результат обычно не стыдно. Вот и за «Colors in the Dark» краснеть не придётся.
Сразу о главном: может быть, сказалось рождение дочери или аргентинский воздух, может, что ещё повлияло – не знаю, но Тарья резко стала лучше петь. Пусть дух волшебства, как на «Oceanborn», здесь всё же не витает, на новом альбоме хотя бы нет взвизгов и пылесосного воя, которые, мягко говоря, не украсили диск 2010 года и наследовавший ему Blu-ray. Голос Турунен снова заиграл красками, звучит живо и эмоционально, чего так не хватало её первым сольникам. То же самое касается и музыки: расползавшиеся во все стороны на «What Lies Beneath» рок-основа, оркестр, эффекты, гости и сама Тарья ныне гармонично объединяются во вполне симпатичных песнях. Контингент слушателей у ТТ разнородный, и певица постаралась порадовать всех: кому-то придутся по вкусу простенькие, но бодрые вещи вроде "500 Letters" и "Neverlight", кому-то - более сложные и необычные "Lucid Dreamer" и "Victim of Ritual", многие оценили помпезную оркестровую "Deliverance" с захватывающим дух припевом, а некоторые без ума от дуэта Тарьи с лидером Blue October в "Medusa". Конечно, хэви-компонент музыки традиционно незатейлив, некоторые мелодии звучат банально, а припев "Until Silence" (в целом очень приятной баллады) неприкрыто цитирует «My Heart Will Go On» - но лицо и настроение у альбома определённо есть, в нём чувствуются искренность, продуманность и талант. К тому же «Colors» - самый разнообразный альбом ТТ: здесь и эмбиент, и этереал, и (нео)классика - эти вкрапления использованы деликатно и со вкусом, очень освежая музыку, и впервые у Тарьи есть песни, которым надо внимать с большим вниманием. Из многоликости материала, впрочем, выплыл и минус, лично для меня очень весомый: стоит только проникнуться мрачной атмосферой "Lucid Dreamer" или перенестись на морской берег под иномировую "Mystique Voyage", как идиллию разрушает несуразная долбёжка. Тяжёлые песни на сей раз в меньшинстве, но, как в том анекдоте, они удачно расставлены и поэтому встречаются на каждом шагу; если "Neverlight" и "Darkness" достаточно мелодичны, то выдержать до конца "Never Enough" способен только крайне мужественный человек. На мой взгляд, Тарья вообще тем интереснее, чем дальше отходит от штампованных поп-металлических «хитов» и примитивных «боевиков» (опять же "Lucid Dreamer", "Mystique Voyage", "Deliverance" тому пример), так что от их отсутствия альбом совершенно ничего бы не потерял. Больше того, если судить по песням, которые Тарья пишет без соавторов, она и сама тяготеет к другой музыке – более романтичной, минимально касающейся металла, но всегда с какой-то изюминкой. Понятно, что и публика ждёт новых "Nemo" и "Wishmaster", и сама певица привыкла к таким песням, но хочется верить, что когда-нибудь ТТ решится выпустить альбом, написанный без балластного подражания бывшим работодателям. Наверняка будет интереснее.
В целом, конечно, распевать Тарье дифирамбы рано, но рост налицо: перед нами первый серьёзный, симпатичный, выполненный на достойном уровне альбом финской звезды. И если следующий тарьин диск будет по-настоящему классным, лично я нисколько не удивлюсь. Похоже, перед нами как раз тот этап, на котором бывшая вокалистка Nightwish превращается в самостоятельную творческую единицу, и я надеюсь не сглазить, говоря это: медленно, преодолевая тернии, Тарья становится Артистом.
|
| |
|
|
|
| Первый большой концертник без Тарьи – это надо отметить! Честно говоря, я немного разочарован выбором для записи Вакенского фестиваля: сцена-то большая, армия-то зрителей внушительная, но интересного представления, как на сольных выступлениях, группа не устроила, а если захочется посмотреть их рядовой концерт, лично я предпочту бутлеги из Латинской Америки c их бешеной энергетикой. Nightwish же непотопляемые флагманы стиля, они записываются с оркестром в 170 человек, они громко изгоняют вокалисток, они снимают фильм по своему альбому, они выпускают тапочки, они серьёзно считают, что можно просто дать фанатам Blu-Ray, на котором ничего особенного нет? Ни невидимой драмы «End of an Era», ни пафосного шоу, как у Within Temptation на «Black Symphony» или у Epica на «Retrospect»? И это после такого образного и театрального альбома? Но, впрочем, поражение всех воображений и не являлось целью этого релиза: на деле это официальное представление общественности тогда ещё де-юре не объявленных новых участников, и в первую очередь, естественно, Флор Янсен. Трой Донокли, конечно, музыкант хороший и свою роль выполняет здорово, но вокалистка Nightwish… да что объяснять?
Рассматривая концертную часть, группу можно поздравить с тем, что на «Showtime» хотя бы нет суперкосяков «From Wishes to Eternity», и кучи планов с репетиции, как на «End of an Era» - наконец-то видео сделано в должной мере профессионально. Режиссёр, на мой вкус, злоупотребил мельтешением кадров - редкий план длится больше двух секунд - но картинка выглядит прилично и в целом впечатление о шоу создаёт. Обстановка на сцене задорная, пиротехника полыхает, улыбки не сходят с лиц музыкантов, и даже Марко Хиетала звучит немного приятнее, чем обычно. Сет-лист типично фестивальный: самые драйвовые и заводные песни с «Imaginaerum» плюс хиты более раннего творчества – зажигательно, но немного однообразно, да и Трою отвели сыграть всего на трёх композициях. Немного приглушённые оркестровки приближают стиль всё же к симфо-металу, а не саундтрек-року, что, опять же, хорошо подходит Вакену и Флор. Вообще, положа руку на сердце, «Showtime, Storytime» увековечил не самое впечатляющее выступление нового голоса Nightwish: и «She Is My Sin» плоская, и «Storytime» не слишком выразительная, и «Amaranth» бывала намного удачнее, а «Bless the Child» так петь просто нельзя. Возможно, сказалось на рослой голландке долгое турне, возможно, приболела или плоховато распелась, но мягкости в некоторых песнях ей явно не хватает. Но, знаете, всё-таки Янсен – вокалистка такого уровня, что ниже твёрдой четвёрки не опускается даже в песнях, которые ей не очень подходят. Ну а великолепное, ядерное исполнение «Ever Dream», «Romanticide», «Song of Myself», «Last Ride of the Day» и особенно «Ghost Love Score» просто выжигает из памяти все минусы! Год от начала деятельности Флор в финской команде явно прошёл с пользой: рост просто колоссальный, уже сейчас кое-какие песни голландке удаются лучше, чем Тарье и Анетт - что же будет, когда она подберёт ключики к остальным номерам группы, а Туомас напишет альбом под её стиль и голос? Кроме того, новая певица Nightwish отлично звучит в дуэте с Хиеталой, органично и уверенно смотрится на сцене – что, в общем, ожидаемо, ведь она опытная фронт-леди. А ещё огромное удовольствие видеть, как уже взрослый, состоявшийся артист, сыгравший несметное число концертов, неподдельно и неприкрыто тащится от музыки, которую исполняет – нечастое зрелище. В общем, можно как угодно к этому относиться, но «Showtime, Storytime» доказывает: новенькая вписалась в группу превосходно, словно всегда там пела. Новая эра началась с успеха, можно начинать предвкушать альбом.
Вот двухчасовое закулисное кино не порадовало; для абсолютного большинства зрителей (даже поклонников команды) интересного там – полчаса, освещающие три теперь уже знаменитых концерта в США, да и то нельзя сказать, что на прибытии и первом концерте Флор сделан особенный акцент, так что названием не обманывайтесь. Остальное – скучноватый (особенно в первой части, так как Анетт запретила использовать все съёмки с её присутствием) туровый дневник, который с предыдущими документальными видео группы не сравнить – оно и понятно, музыканты повзрослели и себе в душу пускать никого теперь не хотят. С другой стороны, просмотр этого видео хотя бы не оставляет такого гадкого чувства, как «A Day Before Tomorrow». А ещё в одном из моментов Туомас говорит очень показательные вещи, ясно описывающие, что вообще такое Nightwish: «по большому счёту, неважно, кто в составе» и «теперь мы готовы ко всему». Главное – разворачивающееся на сцене шоу, будь то сказка, которую группа разыгрывала в начале тура, или забойный фестивальный гиг, что на этом видео. Понадобится – сменим снова за неделю вокалистку, гитариста, барабанщика или кого угодно ещё – Nightwish готовы ко всему. Что бы ни случилось и какие бы невзгоды ни постигли группу, главное – чтобы кто-то стоял на сцене во всём блеске и сиял улыбкой в назначенный час, когда снова наступит showtime.
|
| |
|
|
|
| Ну что ж, если первый альбом Ikuinen Kaamos был интересен и ярок, а последовавший за ним ЕР - и вовсе превосходен, то “Fall of Icons”, не побоюсь этих слов, бросил вызов законам мироздания! А именно тому вроде бы очевидному принципу, что клонами рождаются, а не становятся. Ведь правда же? Мы часто говорим: «клон Burzum», «клон Nightwish», коротко и доходчиво объясняя, на кого ориентируются музыканты, особенно если это молодые ребята, которые ещё не стесняются ходить в майках с фотографиями своих кумиров. К таким случаям относятся со снисходительностью и терпением, ведь зачастую команда со временем и опытом учится быть уникальной и зарабатывает собственную славу, успешно вырастая из статуса клона. Бывают, впрочем, и парадоксальные примеры обратного развития - один из них перед нами.
Нет, влияние всем известной шведской группы на Ikuinen Kaamos всегда было очевидным. Но было же своё лицо, были оригинальные мелодии, фирменный подход к композиции! Теперь же вместо тянущихся через всю песню гитарных плачей – подчёркнутая многочастность, взамен накатывающих волнами куплетов – «неожиданные» переходы от тяжёлых риффов к акустическим проигрышам, в наследие надрыву и меланхолии – размеренность и утомлённое уныние. Напоминает что-то? Угу, звучание и музыку «Fall of Icons» можно исчерпывающе описать двумя словами: «клон Opeth», причём подражание настолько неприкрытое, что даже забавно. Конечно, до откровенного плагиата одарённые музыканты не опустятся, да и нельзя сказать, что альбом плох (парни всё-таки сочинили немало отличных мелодий), но... резко стала видна разница между молодёжью и ветеранами: риффы и соло не только вторичны, но и как-то разрозненны - никакой целостной картины, никакой истории, части песен вообще можно свободно перетасовать между собой, ущерба не будет. Композиции затянуты и скучноваты, почти везде одинаковый темп, да и в целом не покидает ощущение, что даже для самих музыкантов эти песни словно чужие, не пробуждают никаких чувств и созданы, потому что так надо. А Ikuinen Kaamos рановато воспринимать музыку как ремесло.
Видимо, громкое название альбома отразило стремление «полярников» превзойти легенд на их же территории, сочинив альбом Opeth лучше, чем это смогли сделать сами Opeth. Что ж, в чём-то получилось: удалось переплюнуть шведов по нудности и мощи снотворного эффекта, записав абсолютно проходной и бездушный альбом. Финны сильно прогадали, отказавшись ради чужих рецептов успеха от всего, что делало их интересными. Не случайно через три года после этого релиза Ярно распустил группу и теперь творит новый диск один и в духе «The Forlorn». Остаётся надеяться, что Kaamos вернётся к развитию собственных идей и бросит заглядывать в рот звёздам, рождая посредственность.
|
| |
|
|
|
| Встретив на тропе посреди пустоши бродягу, не судите его по истрёпанной одежде, озлобленному взгляду и грубой речи; разделите с ним ломоть хлеба и флягу воды, укройтесь от холодного дождя одной хламидой – и он откроет вам личину историка по образованию, художника по призванию и воина поневоле, хранящего многое в огрубевшем от скитаний сердце. Начав знакомство с очередным творением этих незаурядных финнов, не судите его по врывающемуся в уши без всякого вступления грубому риффу, серым краскам и ржавым танкам в буклете, по цинично-безнадёжной, безжизненной атмосфере; да, так Moonsorrow ещё не приветствовали своего слушателя, но спрятав оскал, недружелюбный на первый взгляд незнакомец тяжело вздыхает, меняется в лице и, уже не стремясь пугать и отвращать, погружает вас в свою историю.
«Varjoina Kuljemme Kuolleiden Maassa» («Тенями идём мы по земле мёртвых») рассказывает о немногих людях, переживших рукотворную гибель мира,сожжённого на «Hävitetty». Постапокалиптика Moonsorrow – это не ядерная зима и кислотные дожди, даже не прорастающие под пеплом цветы, а люди, маленькие и слабые рядом со всемогущей Природой (гляньте на обложку!), но собирающие из ниоткуда мужество и пытающиеся, сбившись в стаю, найти лучшую жизнь. Борьба выживших с пустотой внутри и вокруг них. «Tähdetön» возвращает нас к «Hävitetty», возводя смысловой мост между предыдущим и нынешним альбомом, без утайки показывая, во что превратился мир; «Muinaiset» и «Huuto» – это воспоминания о героическом прошлом, а вот финальный мелодик-блэковый гимн «Kuolleiden Maa» снова посвящён теперь уже одинокому путнику, готовящемуся принять смерть на краю опустошённого мира, у волн моря. Впрочем, прочтений четырёх песен этого альбома может быть множество (три интерлюдии вполне однозначны); раздумывать над ним и разбирать его музыкальное и смысловое наполнение – одно удовольствие. К примеру, внимательно изучив вкладку, можно предположить, что четыре песни – это четыре взгляда на человечество: «люди как они видят себя», «люди как часть природы», «люди как звери» и «люди, ставшие тенями»…
Moonsorrow (и главным образом Хенри) работали над этим диском необычно долго – «Varjoina…» от «Hävitetty» отделили четыре года – и это ощущается: композиции очень тщательно выверены; стили, настроения, мелодии, эффекты сплетены настолько искусно, что не образуют мешанину, а делают картину рельефной и многогранной. Появившиеся интерлюдии оттеняют традиционную возвышенность, даже патетичность, музыки и позволяют почувствовать героев едва ли не на расстоянии вытянутой руки (хотя сложностей с изобразительностью музыки у Moonsorrow вообще никогда не было: один из их секретов – говорить музыкой не меньше, чем словами). Некоторые моменты прямо отсылают к более ранним композициям (например, в «Tähdetön» цитируется один из риффов «Varjojen Virta»), но вообще «Varjoina...» свежо слушается и очень хорошо запоминается. В то же время эта музыка требовательна к слушателю, и стряхнуть с неё саван пепла с первого раза может не выйти. Однако сильны Moonsorrow не только композиторским даром: достойны его первоклассный звук, могучие ударные Барона, «космические» соло, отличные тексты и отчаянный вокал Вилле. Кузен лидера группы на этом альбоме немного поёт и гроулингом, а вот чистого вокала почти не осталось (только хор иногда вторит мелодии). Фолковые вставки фрагментарны и, как правило, идут рука об руку с тяжестью и мощью гитарных риффов – долгих акустических проигрышей практически не осталось.
В целом «Varjoina Kuljemme Kuolleiden Maassa» - яркий пример альбома, который выполнен в фирменном стиле группы, но свободен от повторов или однообразия. Может показаться, что финны нашли свою золотую жилу, но за то десятилетие, что Moonsorrow входят в число самых уважаемых скандинавских групп, они много раз показывали, что спокойная штамповка альбомов по рецепту успеха им неинтересна. Наивно, наверное, пытаться выступить предсказателем, говоря об этой группе, но «Varjoina…» выглядит конечным альбомом трилогии, начатой «Verisäkeet» и «Hävitetty». Финал без проблеска надежды, рассказ о гибели последних жителей разорённого мира - что потом? Петь о мире теней, окончательно трансформируясь в эпический мелодичный блэк? Коснуться индустриальной эстетики, отзвуки которой слышны в начале альбома? Сделать шаг в сторону, каким был сокрушительный «Tulimyrsky» после мрачного (но романтичного) «Hävitetty», или нам вовсе стоит ждать рождения новой концепции группы, как после гибели старого мира неизбежно рождается новый? Остаётся ждать и радоваться тому, что, хоть с вершины и всего один путь, «Moonsorrow» на этой вершине уже так долго.
|
| |
|
|
|
| То, что у маленького голландского лейбла Descent Productions в период финансового кризиса и непопулярности физических носителей музыки кончились деньги, печально, но неудивительно. А вот готовность Ikuinen Kaamos бросить готовый альбом “Epilogue” и работать дальше вызывает недоумение. В интервью участники упоминали, что им самим не очень нравится материал или, как вокалист, критично отзывались о собственной работе… что ж, высокие требования к себе – похвально, но всё же! К счастью, больше всего понравившиеся музыкантам песни было решено оформить как бесплатный интернет-ЕР “Closure”, а из остального материала пока что только “Statues” была переработана и выпущена на “Fall of Icons”.
Оглядываться для сравнения на “The Forlorn” не стоит: группа, снова поменяв состав, со звериных троп околоблэка вышла на более ровную дорогу – агрессия осталась в прошлом вместе с бластбитами и скоростным тремоло. Мелодии вновь правящей бал гитарой более не вырезаются, но вышиваются; не ограниченные одной историей, они, не теряя драматизма, стали лиричнее, мистичнее и раскованнее. Новый вокалист добавил в арсенал группы приятное чистое пение, что ещё более смягчает и романтизирует музыку. Звучат Ikuinen Kaamos теперь почти неотличимо от несомненных вдохновителей, шведских грандов Opeth, но структура композиций попроще (и хорошо), акустика используется реже, соло выдержаны в фирменном духе, да и вообще использование приёмов довольно сдержанно. Интересно, кстати, что о не прошедших отбор в EP песнях так не скажешь – там и женский вокал можно найти, и продолжительные, точь-в-точь Opeth, неметаллические части, и совсем другую по эмоциям мелодику - в общем, всё то, что будет на втором альбоме… Многие поклонники, наверное, были разочарованы утратой элементов экстремальности и нововведениями в музыке, равно как и «осветлением» эмоций. Я же, начавший знакомство с группой именно с этого EP, единственным его недостатком вижу длительность. В остальном – великолепно.
|
| |
|
|
|
| Не то чтобы очень, а всё же давно – во второй половине девяностых – образовалась в Финляндии группа Ikuinen Kaamos, в которой два молодых человека под псевдонимами Ненависть и Полярная Ночь играли блэк-метал. Дуэт сотворил два демо и ушёл в спячку от осознания собственной бесперспективности. Однако вместо мирного погребения в пыльном шкафу группе было уготовано воскрешение пять лет спустя и всё более смелое с каждым новым демо внедрение элементов смежных стилей. Так что дебют Ikuinen Kaamos представляет из себя уже смесь мелодик-блэка и дэт-дума – отлично сыгранную и записанную, достаточно разнообразную, короче, взрослую. Расширение состава за счёт товарищей гитариста Ярно по Agon Origin пошло на пользу: на смену невнятному хрипу с демо-записей пришли убедительные гроулинг и скриминг, Артту крепко бластбитит, мягкий клавишный фон и акустические переливы в нечастые моменты применения воспринимаются примерно так же, как серое небо на обложке, которое вроде бы блекло и почти незаметно, а атмосферу создаёт. Основной груз настроений, впрочем, висит на струнах почти беспрестанно выводящей тоскливые мотивы лид-гитары: она оттеняет блэковые шквалы и думовое самоистязание вспышками надежды, она рисует течение чувств старика-убийцы, рассказу о котором посвящён альбом, именно её партия в “Fall” убеждает, что герой погиб с улыбкой на губах. Словом, именно многоминутные гитарные мелодии дают группе собственное лицо, притом звучание чем-то напоминает Novembers Doom, риффы порой неуловимо похожи на поздних Moonsorrow, ну и уже здесь чувствуется влияние Opeth – но только влияние, а не копирование и не подражание. Звучит убедительно и искренне.
В общем, хороший получился диск – атмосферный, эмоциональный, запоминающийся. Хороший дебют для группы и хороший финал для всего периода её творчества, который можно отнести к блэк-металу. Что будет дальше – это уже, как говорится, другая история, а для кого-то – и другая группа.
|
| |
|
|
|
| "Shit Happens".
Точная фраза неясного происхождения.
"Пилигрим случается".
Перевод.
21 декабря 2012 года. Колонны солдат, ёжась и дрожа, шагают по чёрному снегу безвестного шахтерского городка. Истребители с узкими смотровыми стёклами барражируют в заволочённом тяжёлыми тучами небе. Бойцы армии Китая не должны и скоро физически не смогут ощущать страх, но мрачные громадины заброшенных строений, кажется, вселяют трепет даже друг в друга. "Зачем мы здесь?" - задаёт один из солдат вопрос, который никогда не должен звучать. Земля мелко вздрагивает, хотя регион вроде бы сейсмически стабилен... и бронетехника в город ещё не вошла... что же это? Внезапно раздаются звуки. Каждый, кто слышит их, на мгновение прислушивается, и это их последняя ошибка: что было услышано, не может быть изгнано из сознания. Это не землетрясение, это не танковая колонна, это не бронепоезд. Это то, что должно было стать музыкой, призванной укреплять дух и услаждать слух. Через мгновение ЭТО исходит уже не из земли - репродукторы, угрюмо висевшие на столбах ещё минуту назад, надрываются, извергая самое смертоносное порождение цивилизации, самое жестокое и бесчеловечное оружие. Боль, отвращение и животный неодолимый ужас... через несколько секунд потери китайской стороны взлетают к асимптоте. "Бессмысленный и беспощадный" - успевает вспомнить, но не понять старинное изречение бедняга Лю.
Знакомства с предыдущими альбомами группы Пилигрим я счастливо избежал (да будет проклята та минута, когда я решил из интереса послушать "самую худшую рок-группу в мире"), так что не могу судить, лучше они "Марты" или хуже. Хотя куда, казалось бы, хуже... но хуже может быть всегда. Также прошу извинить, если моё мнение покажется предвзятым, а взгляд на музыку ансамбля будет замутнён чёрной славой Аркадича и Ко.
Содержимое первого диска - это русская попса времён девяностых. Да-да, архетипическая примитивная и редкостно неинтересная музыка, но исполненная живыми людьми, а не синтезаторами, с время от времени выглядывающими то ли из колодца, то ли из унитаза элементами рок-музыки и начисто лишённая цепляемости и запоминаемости простеньких попсовых мотивчиков. И, о да, вокал Аркадича. Его беды не исчерпываются некрасивым тембром и узким диапазоном - это можно было бы и стерпеть при харизматичном, трогательном, душевном, эмоциональном или каком там ещё исполнении. Но пение (бормотание?) Андрея настолько сухо, скучно и бесстрастно, что просто диву даёшься, как можно вообще так успешно играть роль поющего робота (а песни первого диска позиционируются как лирический альбом, значит, в нём должна где-то быть отражена душа Ковалёва!). То, что он поёт, являет собой низкопробную тоскливую белиберду. Но я слегка слукавлю, если скажу, что этот диск совсем уж нельзя слушать. Да, неинтересно, неоригинально, неискренне, но, в общем, ничего катастрофичного. Зато вторая часть альбома...
Вторая часть - это оружие. Разумеется, не благородный боевой топор Bathory, не танковая дивизия Marduk и не психотропная атака Esoteric. Эти шестнадцать "песен" мне напоминают зергов из компьютерной игры Starcraft - мерзейшие, поганейшие уродцы, в которых видны черты пожранных метал-жанров, но изуродованные и извращённые. Риффы, кажется, заимствованы отовсюду, они вроде как должны быть злыми и жёсткими, но на деле беспомощны и смехотворны, как незаправленный стратегический бомбардировщик. От соло, которые, похоже, игрались прямо в момент записи "как Бог на душу положит" и оттого бесформенны и невыразительны, встают дыбом волосы и борода. Ударные выделяются, как вроде бы это называется, "кастрюльным" звуком, но я тщетно пытаюсь избавиться от подозрений, что Александр Карпухин стучит по опустошённой прослушиванием "Марты" голове кого-то из фанатов Пилигрима. А уж моменты, когда Александр демонстрирует симптомы бластбитозного невроза, вообще вне всякого описания. Вокал Ковалёва гораздо более отвратителен, чем на "лирической" части альбома, не только из-за попыток злобно вопить и свирепо гроулить, но и из-за вокальных линий, которым чужда и малейшая толика красоты, яркости или интересности. Тексты безобразны: полное отсутствие стихотворческого таланта вкупе с желанием коснуться самых серьёзных тем и, видимо, неизлечимо высоким уровнем пафоса ограничивают объём текста, который можно вытерпеть, одной строкой.
Но и это не всё: Андрею сотоварищи захотелось разнообразить свой альбом (он же "ненавидит серый цвет!") каверами песен групп Кино и E.S.T. и приглашением дружков-рэперов. Что касается переосмысления творчества Кино, то я, отнюдь не будучи ярым фанатом этого коллектива, испытал отчётливейшее желание, воспетое в Интернете - взять и... скажем, ударить. Что касается римейка на Esbjörn Svensson Trio, то с оригиналом я не знаком, но если судить по исполнению Пилигрима, то шведскому джаз-трио можно только посочувствовать. Приглашение хип-хоп-артистов, в общем, не грех, но когда они исполняют тексты Аркадича в песнях Пилигрима, рождается ощущение, что будущего нет. Ах да, забыл сказать: судя по отсутствию "feat..." в названии песни "Клайд и Бонни", речитатив в ней - дитя труда самого Ковалёва! Осмелюсь предположить, что на следующем альбоме маэстро поизвращается над рэпкором.
В общем, бойтесь желаний своих, друзья мои. Хотел я познакомиться с по-настоящему безвкусным и убогим недотворчеством - ознакомился. Не повторяйте моей ошибки!
|
| |
|
|
|
| Час и две минуты возвышенно-суровой пейзажной музыки - словно путь то ли по лесу, то ли по припорошенной снегом равнине: меняются мелодии, чередуются день и ночь, а ты всё идёшь, рассматриваешь лаконичные вечные красоты и прислушиваешься к музыке природы и голосам духов, то пересказывающим полускримом-полушёпотом давно ушедшие в прошлое, но всё ещё печальные легенды, то поющим холодными и чистыми голосами, то окутывающим мороком молчания. Спешить некуда, путь долог…
Если на “Pale Folklore”и есть фолк, то именно здесь – в атмосфере и образах, в мрачных стихах Джона Хаума. Что касается самой музыки, то первенец Agalloch – серьёзное самодостаточное творение с уже чётко обозначенными фирменными чертами: пространными песнями, неторопливыми даже в динамичных фрагментах, множеством сдержанно печальных мотивов, богатым использованием акустических переборов, оригинальными гитарными соло, легким налётом блэк-метал. Есть и находки, которые развития на последующих альбомах не получат – эпизодическое, но очень удачное использование женского вокала, клавишная “The Misshapen Steed” с волшебным сочетанием драматичности и редкой для Agalloch откровенной грусти (не тоски, мрачности или трагизма; да и вообще альбом я бы назвал не мрачным или депрессивным, а только меланхоличным). Отдельная история – звук: глуховатые барабаны, гитары, порой мягкие до бесформенности, и своеобразный вокал, словно доносящийся с того света, лишают музыку и намёка на агрессивность. Сильно сомневаюсь, что музыканты имели это своей целью, но благодаря такому саунду (и художественной ценности материала, конечно) “Pale Folklore” слушается достаточно легко.
Однако при всех достоинствах альбома видна и творческая незрелость музыкантов – в неуклюжести некоторых переходов между частями песен, утомительности некоторых многократно повторяющихся фрагментов, хаотичности соло, забавном моменте третьей части “She Painted Fire Across the Skyline”, когда Хаум проговаривает несколько слов очень уж по-подростковому. Такие детали и не дают поставить интересному и очень атмосферному дебюту высшие оценки (хотя для кого-то «фактор несовершенства» окажется несомненным плюсом). “Pale Folklore” – огромный шаг вперёд по сравнению с демо-записями, но “The Mantle” и “Ashes Against the Grain” ещё на голову выше.
|
| |
|
|
|
| Этот грандиозный бокс-сет, несомненно, украсит коллекцию любого поклонника Therion! У человека, не являющегося таковым, вы вряд ли увидите 'Celebrators of Becoming': в России он был выпущен аж на четырёх DVD, а во всём мире к ним прилагались ещё и два CD - и никак иначе, никаких компромиссов! В итоге длительность релиза составила около десяти часов - и для меня это были десять часов концентрированногго удовольствия.
Основой релиза являются два концерта в Мехико, сыгранные в пристутствии более чем трёх тысяч фанатов и искусно соединённые в одно двухчасовое видео. Отстутсвие постановочного шоу и статичность большинства действующих лиц нисколько не напрягают - во время просмотра я ни разу даже не глянул на таймер. "Виноватые" - зажигательный фронтмен Матс Левен, отрывающиеся весь концерт Кристофер, Йонас и эмоциональные латиноамериканцы и, конечно, великолепная музыка, красивая и возвышенная и в то же время наполненная драйвом и эмоциями. Претензий к исполнителям и звуку никаких, а вот картинка подкачала: она шумновата и вдобавок имеет непрогрессивную размерность 4:3, что для такой легендарной группы просто несолидно и слегка омрачает впечатление от выступления. Звуковая дорожка тоже только стерео, но это вряд ли можно назвать серьёзным недостатком для концертного DVD, в котором 99% нагрузки всё равно приходятся на фронтальные каналы.
Бонусных дисков много, и говорить о них можно очень долго... Второй DVD - это самые интересные моменты тура в поддержку 'Lemuria' и 'Sirius B'. Можно проникнуться рок-н-ролльным драйвом 'I wanna be somebody' с киевского концерта, спеть Гимн России, подивиться двум десяткам людей на сцене во время совместного выступелния с Tristania и Trail of Tears, позавидовать слаженному пению турецких поклонников после отключения электричества на концерте... А ещё можно посмеяться над спором музыкантов с тур-менеджером о лучшем способе перемещения по Южной Америке, пожалеть ребят (и дам...), вынужденных спать на полу в аэропорту, узнать в боливийском охраннике Уго Чавеса...
Третий диск включает в себя концерт на Wacken Open Air 2001 года, который изначально Nuclear Blast и хотел выпустить как DVD. В сравнении с концертом в Мехико этот втрое короче и выглядит, несмотря на много большую аудиторию и лучшую картинку, как-то по-детски. Видимо, формат выступления без вокалиста-фронтмена - не для Therion. Зато на партитуре одного из вокалистов можно разглядеть обложку альбома Children of Bodom 'Follow the Reaper'!
Другой интересный бонус - фрагменты из четырёх студий, в которых записывались 'Lemuria' и 'Sirius B'. Потустороннюю, мифологичную музыку Therion настолько тяжело ассоциировать с немолодыми женщинами в клетчатых брюках и майках без рукавов, которые записывают партии хора, положив лист с нотами на газетку, что первой моей мыслью была "Классная шутка! Кто это из них с таким чувством юмора?". Такие видео лишний раз показывают: все неземные творения создаются обычными людьми, которые шутят о том, что им никогда не стать такими крутыми, как Зак Уайлд, и не могут записать мандолины с первого раза.
Этот же DVD даёт возможность ознакомиться со всеми видеоклипами Therion до 2001 года. Честно скажу - интересным показался разве что 'The Beauty In Black', а так... особого прогресса с 1992 года до 2001 не видно.
В качестве последнего бонуса на диск поместили короткометражный художественный фильм друга Кристофера, к которому лидер Therion написал саундтрек. Точенее всего об этой ленте говорит её режиссёр - это "эмоциональное путешествие".
Наконец, четвёртый DVD - это видеоретроспектива, охватывающая историю группы с 1989 года, когда четверо подростков в майках Celtic Frost и Slayer нарезали дэт-метал без слов, неистово потрясая отрастающими волосами, до дней, когда они стали собирать полные залы с неспешными величественным композициями. Некоторые песни сняты ужасно, некоторые - весьма прилично, но все без исключения оставляют приятное чувство прикосновения к истории великой группы. Плюс ещё одно видео 'Behind the Scenes', на котором Сара Джезебель Дива развлекает народ пошловатыми шутками, а Кристиан Ниеманн ей подыгрывает. А Кристофер тем временем в буклете с гордостью рассказывает об истории своего детища.
Вердикт - классный концерт с роскошным набором по-настоящему интересных бонусов... и не очень качественной видеозаписью. Тем не менее, несмотря на этот существенный недостаток, я ставлю 'Celebrators of Becoming' высший балл: слишком уж велико удовольствие от его просмотра. Да и должна же быть хотя бы одна десятка у одной из самых важных групп в истории тяжёлой музыки. Hail, hail, hail the mystery...
|
| |
|
|
|
| Идея, которая стучалась в двери ещё на "Nightwork" нарочито контрастными мелодиями, внезапно возникающими и резко обрывающимися, получила блистательное воплощение на этом альбоме. "Замысел Смерти" - неописуемый вихрь чувств и эмоций. Это тот редкий случай, когда не человек слушает музыку, а музыка играет с человеком: уже в первом действии ощущается гнетущее напряжение фильма ужасов, в дальнейшем атмосфера то меняется на эйфорически-победоносную, то переносит в палату сумасшедшего дома, то становится расслабленно-умиротворяющей... чтобы вновь окунуть вас в пучину нездорового, необоснованного страха.
Инструменты создания богатого эмоционального полотна тоже весьма разнообразны: на альбоме присутствует и небольшой оркестр, и множество электронных сэмплов, и гитарные соло (от нервного в 'Mary-Lee goes crazy' до снисходительного джазового в 'Mastering the Clock': кстати, авторство соло на этом диске принадлежит аж четверым гитаристам!), и эмоциональный скриминг, и мягкий чистый вокал, и мистические клавишные...
Из-за скоротечности композиций разделить музыку даже на действия, как предлагают сами музыканты, очень тяжело - скорее она воспринимается единым ураганным треком с некоторыми темами, которые повторяются 2-3 раза, часто в абсолютно неожиданные моменты. Возможно, композиции, большинство из которых не дотягивают по продолжительности и до минуты, не до конца реализовали свой потенциал по отдельности (материала хватило бы и не на один диск), зато не успеют приесться, а многие из них настолько хитовы, что этот болезнеенный альбом тянет слушать вновь и вновь - с начала и до конца. В этом случае отдельные песни были принесены в жертву атмосфере и эффектности целой работы.
После прослушивания 'Death's Design' более ранние творения Diabolical Masquerade кажутся лишь прелюдией, творческим поиском на пути к этому шедевру. "Саундтрек к невышедшему фильму" на голову превосходит всё, что создавал Блэкхейм, по мелодике и является одним из наиболее сильных дисков, что мне доводилось слушать. За это - высший балл.
|
| |
|
|
|
| Третий альбом Sear Bliss являет собой яркий пример Black Metal как главного поля для экспериментов среди экстремальных направлений тяжёлой музыки и одновременно иллюстрацию извечной проблемы тех, кто эти эксперименты проводит, - ограниченности, узости избранного стиля. Видимо, начав некогда играть эту противоречивую музыку, музыканты не хотят терять связь с прошлым. Или не решаются?
'Grand Destiny' - это мелодичный Sympho Black, со вкусом украшенный живыми тромбоном и трубой. Именно духовые инструменты делают музыку венгров интересной, именно они добавляют ей торжественности и эмоций. Впрочем, даже без главной изюминки диск богат атмосферными холодными клавишами (как на 'Death in Torment' - по-моему, сильнейшей композиции альбома), продуманными гитарными соло, мрачными проигрышами на акустической гитаре. Довольно заурядный гримминг-вокал на фоне неблэковых элементов звучит как-то слегка неуместно, словно витая среди холодных звёзд, которыми усыпан буклет.
К слову, большая часть 'Grand Destiny' имеет настроение вовсе не традиционной для блэк-метал ненависти к миру, а мрачного одиночества, отчуждённости, больше свойственное Doom Metal
("I'm lonesome and forgotten heading to the endless seas of Oblivion..."). Поневоле задумываешься о том, как бы звучала эта музыка с низким гроулингом в 'God Man' или 'Moments of Falling', которые неспешными ритмами и меланхоличной атмосферой заставляют вспомнить творчество, например, Anathema периода 'The Silent Enigma'... А как бы звучали Sear Bliss, если бы поставили себе целью не использовать брутальный вокал и тяжёлые гитары? К сожалению, ответы на эти вопросы вряд ли будут когда-то получены.
Я никогда не любил этот альбом - слишком он противоречив и неоднозначен. Но послушать его стоит, если вам интересно необычное воплощение Black Metal .
|
| |
|
|
|