|
Last login: 9 октября 2023, 06:46
|
|
|
|
|
|
| Эти норвежцы никогда не ходили прямыми путями. Первые их альбомы, соединившие в себе ярость блэка и мечтательность Bathory времён "Hammerheart", отличались от остальной трушной норвежской черни тех лет так же разительно, как отличались Pink Floyd от прогрессивщиков своего времени.
Это уже потом, в 2000 году вышел "Mardraum", который по-прежнему остаётся самым странным альбомом Enslaved. Куда его только не определяли – технический дэт-блэк, прогрессивно-авангардный метал, арт-метал…
Именно тогда эти мечтательные норвежцы и начали заигрывать с атмосферной психоделией. Последующие альбомы при непохожести на что-либо ещё, были выдержанны в похожем стиле относительно друг друга.
И вот приходит 2012, и Enslaved выпускают монументальный "RIITIIR", на котором органично соединяют эксперименты с атмосферой, тяжестью и нестандартным подходом к написанию песен, подытожив поиски с начала 2000-х. Тогда же группе и стали инкриминировать похожесть на шведских монстров прог-дэта Opeth. О прямом закосе никто не говорил, однако в музыке всё же были моменты, которые заставляли подумать, что Enslaved пытаются заместить ушедших в прог-рок Акерфельдта сотоварищи.
Следующий полноформатник "In Times" стал последним для прекрасноголосого клавишника Хёрбранда Ларсена, который достиг там вершины своей вокальной карьеры. Собственно, ничем особым этот альбом больше и не запомнился.
И вот – свеженький релиз от норвежских философов.
Что бросается в глаза при первом прослушивании – музыка стала более расслабленной, созерцательной. Без преувеличений, такой расслабленной (по меркам Enslaved) пластинки у них ещё не было. Новый поющий клавишник Хакон Винне обладает более мягким тембром (кстати, местами похожим на голос Микаэля Акерфельдта из Opeth) чем Хёрбранд Ларсен. Однако это не делает музыку вторичной или попсовой. Это всё тот же Enslaved, просто слегка успокоившийся. Грултле Хьёльссон хрипит всё так же ожесточённо и яростно (да, да, всё те же энслейвдовские контрасты спокойной музыки и яростного скримагроула), гитары всё так же мягко обволакивают, гармонии всё так же заковыристы и необычны, лирика всё так же отстранённа и замешана на нордических верованиях и философских размышлениях о собственном месте среди бытия.
Открывается альбом монументальной и возвышенной "Storm Son". Группа выкладывала эту вещь в сеть до выхода альбома. Для её композиции характерны очень резкие смены настроения, ритма и размера. В целом, задаётся созерцательный настрой всем последующим полотнам.
"The River’s Mouth" – мощный боевичок, с уверенным ритмом и хоровыми вставками. Есть ощущение, что сама композиция откуда–то из предыдущих релизов, в целом, наиболее энслейвдовская вещь на альбоме.
"Sacred Horse" – трек-оборотень. Бодрое викингское рубилово в начале сменяется атмосферным, пульсирующим хором в средней части, и потом снова возвращается в викингское рубилово. При этом ни один из элементов не размазывает общей картины. В итоге, имеем одну из лучших композиций в дискографии Enslaved.
"Axis Of The Worlds" – прямое цитирование Opeth. Ранее норвежцы не позволяли себе напрямую ссылаться на шведских коллег. Но поскольку шведы сейчас сменили стиль, Enslaved видимо решили всё же развить кое-что из их наработок, приправив собственными идеями и мелодикой. Результат спорный, песня хорошо звучит в контексте альбома, но вот будет ли звучать отдельно – время покажет.
"Feathers Of Eohl" – экспериментальная композиция в необычном музыкальном размере. В наличии горловое пение, закольцованный гитарный ритм, красивый чистый вокал, чем-то неуловимо напоминающий Muse. Одна из самых расслабленных композиций на альбоме – тут тебе и отсылки к Pink Floyd, и к Anathema позднего периода… При этом, как уже говорилось ранее, плагиатом и не пахнет – это 100% Enslaved.
"HIindsiight" – ещё одна «умиротворяшка». Несмотря на резкие перепады настроения, необычную гармонию, и резкий гроул Хьёльссона, музыка спокойна и красива, а в середине имеется весьма уместное соло на саксофоне. В паре с предыдущей композицией является музыкальной квинтэссенцией всего альбома, и лучше всего передаёт настроение. В музыке присутствует явный диалог с творчеством Дэвина Таунсенда времён "Terria" и "Synchestra". Особенно это проявляется в конце композиции. В общем, одна из красивейших вещей на альбоме.
"Djupet", что в переводе c норвежского означает «бездна». Мрачное атмосферное интро с жутковато звучащим текстом на норвежском переходит в качовое рубилово с надрывным скримом и очень мощной ритм-секцией. Думовая концовка песни явно родом с "Isa" или "Below The Lights". Светлый альбом завершается мрачно и тревожно.
"What Else Is There" - кавер на электронных норвежцев Röyksopp. Просто качественный кавер, с "парадайзлостовским" вокалом, и атмосферными гитарами.
Общее впечатление от альбома двоякое. С одной стороны – это новая композиторская грань Enslaved, с другой – в некоторых песнях чересчур резкая смена настроений, ритмов, размеров. Новый вокалист звучит в разных песнях по-разному, так что непонятно – нарочно это сделано, или же он талантливый имитатор. Музыка ближе к "Monumension" общей психоделичностью и направленностью на атмосферность, но в то же время есть однозначные хитяры вроде "The River’s Mouth", которую можно добавлять в золотой фонд группы рядом с "Isa" и "Return To Yggdrasil". Также смущают явные отсылки к Opeth, Anathema и Таунсенду, что ранее не было свойственно Enslaved.
Проблема в том, что этих норвежских мудрецов невозможно мерять общепринятыми рамками – каждый альбом создаёт собственный стиль, свойственный только этой группе, а раз нет чётких привязок, вердикт один – слушать, авось когда-нибудь станет понятно, что в этой музыке к чему…
Любителям «умного» метала обязательно к прослушиванию, возможно это самый необычный альбом 2017 года в прог-метале.
|
| |
|
|
|
| В 1755 году в Лиссабоне произошла трагедия, которая перераспределила влияние Португалии на собственные колонии, и надолго задвинуло морскую державу во второй ряд европейских стран. Речь идёт о чудовищном по силе землетрясении 1-го ноября, которое убило 80 тысяч человек за 6 минут. Довершили дело пожар и цунами.
Всё вышесказанное уже является достаточной причиной, чтобы самая именитая группа из Португалии отреагировала на это самое жуткое событие в истории своей страны.
Они и отреагировали. И высказались. На родном языке.
Разбирать это полотно довольно непросто. Несмотря на очень чёткие музыкальные образы, для Moonspell совершенно нехарактерен оркестр (пусть и сэмплированный), а лирику на португальском в гугл-переводчике читать не слишком удобно.
Однако альбом получился знаковым. Можно сказать, что Moonspell впервые вышли за пределы собственного стиля. Это уже не первый для них концептуальный альбом. Ранее были относительно библейский "Sin\Pecado", и "The Antidote", навеянный одноимённым сборником новелл Жозе Луйша Пейошту. Однако это первый альбом с действительно сквозной событийной линией.
Несмотря на тематику, странно было бы ожидать от Moonspell брутал-дэтовых изображений кровищи, увечий и прочей расчленёнки. Из того, что удалось разобрать в текстах – Фернанду Рибейру живописует крушение духа и веры в людях в эпицентре катаклизма. И самым парадоксальным является то, что тексты песен напоминают скорее фаду, чем дарк-метал, который обычно приписывают группе. Да, весь альбом построен на обвинениях небу, которое допустило гибель целого города, не вмешавшись.
Как никогда ранее, полноформатник пропитан национальным колоритом. Были эксперименты на эту тему и на "Wolfheart", и на "Irreligious", и на "Under The Moonspell (Under Satanae)", однако такого изобилия не было никогда. Отдельно хочется похвалить работу с хором, который на протяжении всего альбома создаёт контрапункт с брутальным рёвом Фернанду, и воплощает собой религиозность Португалии того времени.
Нет смысла подробно расписывать музыкальные достоинства каждой композиции. Из общего ряда сильнее всего выделяются "Em Nome do Medo" (порт. "во имя страха"), с совершенно Elend'овским подходом к оркестровке, "In Tremor Dei" (ит. "в трепете") где погостил известный в Португалии исполнитель фаду Пауло Браганца, добавив ещё больше колорита и тревожности, потрясающе яростная и качовая "Desastre" (порт. "бедствие"), и печальная, но светлая "Lanterna dos Afogados" (порт. "утонувший маяк"), единственная песня где есть чистый вокал Фернанду. Остальные логично развиваются одна из другой, и периодически выстреливают то ярким оркестром, то гитарным соло, то тревожным хоралом.
Так что же преподнесли слушателю португальцы на сей раз? Ведь от них почему-то всё время ожидают второго "Wolfheart" или "Irreligious"… В итоге имеем очень цельный музыкально и лирически альбом, с математически точно выверенным участием электронного оркестра, и монолитным единством общего замысла. Понравится разумеется не всем, ведь Elend сейчас мало кто помнит, а вот Septic Flesh знают все. Однако Moonspell продолжают торить свою дорогу, где нет ни одного похожего альбома, и где, не теряя собственного творческого почерка, группа постоянно эволюционирует сама, и заставляет меняться тех, кто её слушает.
|
| |
|
|
|
| Samael принадлежит к командам, которые либо слушаешь запоем, либо ненавидишь всей душой. Почти никого они не оставляют равнодушным. Причин несколько. Samael были у истоков европейского блек-метала, потом одни из первых внесли электронику в звучание, в итоге «скатились в Рамштайн какой-то», да и вообще ударка у них не живая…
Среди фанатов группы есть давний конфликт насчёт того какой альбом считать «классическим». Одни считают, что это "Ceremony Of Opposites", другие что это бесспорно гениальный "Passage", наметивший вектор всего дальнейшего творчества Ворфа и Ксая.
Я же всегда считал лучшим "Eternal", на котором группа впервые нашла баланс между тяжестью и электронной составляющей.
Как бы то ни было, истина всегда где-то посередине. И "Passage", и "Ceremony Of Opposites" вышли в годы формирования дарк-метала как стиля. В Греции уже шумели Rotting Christ, в Чехии Root выпустили гениальный альбом "The Book", а в Португалии Moonspell вовсю концертировали с "Wolfheart" и готовились к записи "Irreligious". Samael подошли к формирующемуся стилю со стороны индастриала – драм-машина, примочка на вокале, использование различных электронных сэмплов, средний темп, мрачные философские тексты.
Этим швейцарцам всегда было свойственно очень аккуратное экспериментирование в рамках прежде всего собственного стиля. Хотя и были у них такие альбомы как лёгкий "Reign Of Light", электронный "Era One", и нарочито грязно записанный "Above", где в общей каше звука простреливали фирменные самаэлевские гармонии. Но был и самый спорный в плане достоинств альбом "Lux Mundi", который ругали за отсутствие оригинальных идей.
Однако, братья Лочеры всегда возвращались к стилистике "Eternal".
Тем не менее, новый альбом – это полноценный возврат к наработкам "Passage". Осталась маршеобразность и симфоничность предыдущего релиза "Lux Mundi", однако нет проходных песен, альбом очень разнообразен и сразу западает в память. Samael заметно потяжелели, местами ускорились, даже озверели. А в паре песен Ворф вообще выдаёт весьма мощный низкий гроул, чего за ним не водилось со времён "Blood Ritual".
Условно трек-лист можно разделить на 3 основных группы песен. Агрессивные, традиционные и экспериментальные.
"Rite of Renewal", "Black Supremacy", "This World", "Dictate of Transparency" – «зубастая» часть альбома. Скоростные ритм-гитарные риффовки, западающие в голову припевы, местами бластбиты, Samael снова нащупали баланс между тяжестью и мелодичностью. При этом композиции отличаются друг от друга, и нет ощущения монотонной долбы, присущей, например, "Above".
"Hegemony", "Angel Of Wrath", "Red Planet", "Land Of The Living", бонусный "Storm Of Fire" – тот самый Samael на стыке "Passage" и "Eternal". Однако, и сэмплы посовременнее, и играют профессиональнее, и записано лучше, чувствуется приобретённое с годами композиторское мастерство. По стилю ближе к "Passage" – мрачно, монументально, мелодично. Среди этих треков не найти таких красивых номеров как "The Cross" c "Eternal" или "Western Ground" с "Solar Soul". Да и не нужны они здесь, "Hegemony" очень цельный альбом, и обладает своей мрачной и тревожной атмосферой, которую не нужно разбавлять. Да и треки расположены таким образом, что при общей похожести запоминаешь каждый.
Отдельно стоит упомянуть композицию, одноимённую названию группы – крепенький такой боевичок, с маршеобразным и мелодичным припевом.
А ещё есть три необычных для группы вещи. Это мрачная "Murder Or Suicide" с зловещим припевом и странной партией клавиш, тревожная "Against All Enemies" которая бы очень хорошо смотрелась на "Era One", и, О БОЖЕ ЧТО ЭТО, кавер на "Helter Skelter" Битлов, в котором вообще не распознаётся оригинал.
Альбом бесспорно удался. Samael реабилитировались после спорных "Above" и "Lux Mundi", сохранив статус культового коллектива. Разумеется, найдутся и те, кто скажет, мол, группа снова ничего нового не придумала, удачно процитировала себя же… Но мы ведь говорим про Samael. И говорим в то время, когда в тяжёлой музыке уже 15 лет как не было никаких глобального толка прорывов. Да и много ли выходит сейчас качественного материала, от групп, которые 15-20 лет назад стояли у истоков целых направлений? Вот то-то и оно…
Рекомендовано к прослушиванию, 9 Самаэлей из 10.
|
| |
|
|
|